• 12 декабря 2019, четверг
  • Москва, ул. Малая Пироговская, д. 13, стр. 1

Эпоха Диоклетиана и Константина Великого: установление домината

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
76 дней назад
с 19:00 12 декабря 2019 до 19:00 28 мая 2020
Москва
ул. Малая Пироговская, д. 13, стр. 1

Настоящий курс имеет своей целью осветить одну из наиболее ярких эпох в истории Позднего Рима – время правления императоров Диоклетиана и Константина Великого. Именно их временем датируется в науке процесс установления новой социально-политической системы в Римской империи – домината. И в старой научной литературе, и в массовой культуре утвердилось представление о доминате как об абсолютной монархии

РАСПИСАНИЕ: ПО ЧЕТВЕРГАМ, 19:00—20:30 (с 12 декабря)

Курсы существуют и развиваются на пожертвования!

Т. Моммзен образно предлагал заменить применительно к этому периоду традиционную формулу самоидентификации римского государства с «сенат и народ Рима» на «господин и богом рожденный император и рабами рожденные граждане Рима». Однако на деле ситуация обстоит несколько сложнее. Политические модели Диоклетиана и Константина, традиционно рассматриваемые в рамках единого процесса абсолютизации императорской власти, различались и по функциональным особенностям, и по идейному наполнению. Константин был продолжателем ряда военно-бюрократических преобразований Диоклетиана, однако само понимание императорской власти, ее обоснования, отношения императора с населением империи у них было разным. В совершенно противоположных ключах оба императора решали и проблему наследования императорской власти (Диоклетиан выступал за меритократический принцип, Константин под влиянием ряда субъективных и объективных обстоятельств пришел к династическому принципу), при этом обе модели не установились окончательно, что оставило широкий простор для узурпаций в дальнейшем.

В курсе будет конспективно рассмотрена история института императорской власти (его формирование; идейное и социально-политическое наполнение принципата; различные механизмы передачи власти). Особое внимание будет уделено III веку, когда на фоне общего кризисного состояния государства императоры этого периода пытаются сформулировать новую идейные опоры своей власти (сакрализация, генеалогические спекуляции). В основной части курса будет освещен процесс формирования, функционирования, кризиса и краха тетрархии Диоклетиана, а затем рассмотрен процесс формирования новой модели императорской власти Константина Великого. Внимание будет сосредоточено на взаимоотношении императоров с различными социальными группами в поисках опоры своей власти, проблема императорского культа, механизм передачи власти в рамках означенных политических моделей. Курс будет сопровождаться источниковедческими экскурсами, а также презентациями иллюстративного материала (данные эпиграфики и нумизматики, произведения искусства, карты).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

Лекция I. Происхождение императорской власти. Принципат. Периодизация Римской истории. Хронологические рамки истории Римской империи. Римская республика и ее кризис на рубеже II–I вв. до н.э. Феномен диктатуры. Диктатура Цезаря и необходимость новой политической модели. Становление принципата Августа, его социальная опора. Auctoritas императора. Проблема соотношения императорской власти и республиканских институтов (сенат и народное собрание). Формирование императорского культа. Попытки «абсолютизировать» императорскую власть при Калигуле и Домициане. «Золотой век» Антонинов и меритократический принцип наследования власти. Кризис принципата. Попытки продолжения «золотого века» в правление Септимия Севера. Милитаризация опоры императорской власти при Северах.

Лекция II. Императорская власть в эпоху кризиса III века. Младшие Северы и падение авторитета императорской власти. Кризис III века, его причины (духовный кризис, давление на границы, возросшая роль армии, социально-экономические проблемы, упадок городов и торговли). Источниковая база для изучения III века (памятники эпиграфики, нумизматики и изобразительного искусства, скудость нарративной традиции). «Солдатские» императоры: суть термина, их опора и стилистика правления. Феномен региональных узурпаций с опорой на местные элиты; формирование локальных «государств» (Галльская империя и Пальмирское царство). Идеологические изыскания императоров III века (генеалогические спекуляции, попытки обосновать принцип династизма). Отражение идеологии императорской власти в иконографии.

Лекция III. Ситуация перед приходом Диоклетиана к власти. Иллирийские императоры (Клавдий, Аврелиан и Проб) и идея «восстановления государства». Возрождение престижа императорской власти, введение формулы «богом рожденный» и «наш господин» в императорскую титулатуру. Нестабильность власти иллирийских императоров. Правление императоров династии Кара. Взаимоотношения Кара с сенатом, окончательный упадок значения сената. Диоклетиан: его происхождение, характер, вехи биографии и карьеры до прихода к власти. Гражданская война 284–285 гг. Провозглашение Диоклетиана императором и меры по укреплению своей власти.

Лекция IV. Максимиан Геркулий. Общее положение Римского государства к концу III века. Пограничные войны (на Рейнском рубеже и Персидской границе) и внутренние очаги сопротивления (движение багаудов в Галлии; его причины и становление). Необходимость соправителя. Феномен совместного правления императоров во II – III вв. Титулы соправителей (цезарь, август). Друг Диоклетиана – Максимиан Геркулий, его происхождение и вехи биографии и карьеры до прихода к власти. Максимиан – цезарь.

Объяснение решения Диоклетиана в нарративной традиции. Распределение полномочий между соправителями. Провозглашение Максимиана августом и «братство» августов.

Лекция V. Формирование тетрархии. Узурпация Караузия в Британии, неудачи Максимиана в борьбе с ним. «Совместное правление» Диоклетиана, Максимиана и Караузия. Стремление Диоклетиана разрешить эту ситуацию; необходимость расширения императорской коллегии. Выбор Диоклетиана в пользу меритократического принципа наследования: субъективные (отсутствие сыновей у Диоклетиана) и объективные (необходимость привлечения к власти опытных полководцев) причины этого выбора. Констанций Хлор и Галерий, их карьерный путь до 293 года. Провозглашение их цезарями. Создание тетрархии: распределение полномочий между ее участниками. Мероприятия Констанция по установлению контроля над Британией, его оборона Рейнского рубежа. Персидские и сарматские походы Галерия.

Лекция VI. Тетрархиальная конституция. Авторитет Диоклетиана среди соправителей. Позиции августов и цезарей. Распределение полномочий между участниками тетрархии. «Кочевание» императора по территории своей сферы влияния. Административное переустройство империи. Сакрализация положения императора, атрибуты императорской власти. Обезличенность персоны императора, вызванная принципом ротации. Иконография императоров-тетрархов. Взаимоотношения между участниками тетрархий: «братства», «усыновления» и межсемейные браки. Два императорских дома и их покровители Юпитер и Геркулес. Проблема императорских сыновей и отказ Диоклетиана от ее внятного решения. Тетрархия Диоклетиана в освещении письменных источников.

Лекция VII. Уход Диоклетиана из политики. Нововведения Диоклетиана в сфере финансов (денежная реформа, эдикт о ценах) и увеличение численности армии. Рост налогового гнета. Мятеж в Египте под предводительством Домиция Домициана и Аврелия Ахиллея. Гонения против христиан и освещение их в сочинениях современников (Лактанций, Евсевий). Болезнь Диоклетиана и ее влияние на политическую ситуацию. Нарративная традиция о болезни Диоклетиана. Интриги внутри тетрархии. Стремления Констанция Хлора и Галерия. Отречение Диоклетиана и Максимиана Геркулия. Провозглашение новых цезарей, протеже Галерия, – Флавия Севера и Максимина Дазы. Формирование второй императорской коллегии, распределение полномочий между ее участниками. Сыновья императоров: Константин и Максенций.

Лекция VIII. Правление Галерия. Античная традиция о Галерии: его личность и характер. Галерий как гарант тетрархиальной конституции. Мнимые и реальные планы Галерия по переустройству Римской империи. Стремление Галерия утвердить у власти

свою династию. Взаимоотношения его с Констанцием Хлором. Смерть последнего и провозглашение Константина императором. Проблема провозглашения Константина: узурпация или воля отца. Легитимация Константина в рамках тетрархиальной конституции. Формирование третьей императорской коллегии. Проблема веротрепимости.

Лекция IX. Кризис тетрархии. Продолжение Галерием налоговой политики Диоклетиана, усиление налогового гнета. Лишение Италии привилегий. Узурпация Максенция в Риме, возвращение в политику Максимиана Геркулия. Неудачные попытки Галерия стабилизировать ситуацию, его отношение к Максенцию. Дискредитация Галерия. Гибель Флавия Севера и падение третьей тетрархии. Поведение Константина, его взаимоотношения с Галерием и блоком Максимиана-Максенция. Кризис тетрархиальной конституции и неудачное разрешение его Галерием. Карнунтский конгресс 308 года: его освещение памятниками эпиграфики и нарративными источниками. Провозглашение августом Лициния – друга Галерия. Проблема положения младшего поколения императоров: Константина, Максимиана Дазы, Максенция. Неудачная попытка реализации решений Карнунтского конгресса. Дезинтеграция государства, распад его на локальные сферы влияния противоборствующих императоров.

Лекция X. Конфликт Константина и Максенция. Положение Максимиана Геркулия, его взаимоотношения с сыном Максенцием и с Константином. Интриги Максимиана и его гибель. Смерть императора Галерия в 311 году. Формирование блоков: Константин-Лициний и Максенций-Максимин. Правление в Риме Максенция, его строительная деятельность, культ Ромула. Распространение его власти на Африку, борьба с местным узурпатором Домицием Александром. Ужесточение режима Максенция. Обострение отношений Константина и Максенция. Дипломатические войны и споры императором о происхождении. Кампания 312 года, поражение и гибель Максенция. Константин в Риме: взаимоотношения с сенатом и плебсом.

Лекция XI. Император Лициний. Происхождение и карьера Лициния. Лициний – преемник Галерия и «опекун» Диоклетиана. Союз Константина и Лициния, брак последнего и сестры первого. Сарматская кампания Лициния. Стремление его объединить под своей властью восток империи. Максимин Даза: его личность и политическая программа. Ситуация в Египте: ужесточение режима Максимина, религиозные гонения. Взаимоотношения Константина и Максимина. Конфликт Лициния и Максимина в 313 году, поражение последнего. Лициний – правитель востока. Медиоланский эдикт о веротерпимости – свидетельство сотрудничества Константина и Лициния.

Лекция XII. Совместное правление Константина и Лициния. Дискредитация меритократического принципа наследования крахом тетрархии. Стремление императоров

пост-тетрархиального периода утвердить у власти свои династии. Принцип династизма, обоснование претензий на власть происхождением и подкрепление своего положения наличием наследников-сыновей. Константин и Лициний создают себе родословные. Проблема родословной Константина в науке. Рождение у Лициния сына Лициния-мл., спор между Константином и Лицинием о его имени. Наследники Константина: имеющиеся (Крисп) и гипотетические (будущие дети от жены Фаусты). Дипломатический скандал 315 года: его освещение в источниках и историографии. Степень заинтересованности в нем Константина. Первая война Константина и Лициния (315–316 гг.). Рождение у Константина сына Константина-мл. в 316 году, проблема его происхождения. Победа Константина и «хрупкий» мир 317 года. Сыновья императоров. Напряженные отношения Константина и Лициния, их подготовка к войне.

Лекция XIII. Установление единовластия Константина. Проблема освещения личности Лициния в нарративной традиции, влияние на нее точки зрения Константина. Отношение Константина и Лициния к христианам. Гонения Лициния. Кампания 324 года, падение Лициния и его «прощение». Гибель Лициния. Единовластие Константина, принятие им диадемы по данным изобразительных источников и нарративной традиции. Проблема положения сыновей императора Константина. Концепция единонаследия в «Церковной истории» Евсевия. Крисп – наследник своего отца. Личность и свершения Криспа по данным нарративной традиции.

Лекция XIV. Правление Константина. Реформы Константина. Оценка их в историографии: новаторство или продолжение начинаний Диоклетиана. Главная цель – установить гражданский мир и стабилизировать положение государства после 18 лет гражданских войн. Закрепощение колонов, ремесленников, солдат и куриалов для обеспечения стабильности в сельском хозяйстве, ремесле и сфере пополнения армии. Интерес Константина к общественному мнению. Завоевание им популярности в период 306–324 гг. Аврелий Виктор о характере и популярности Константина. Решение продовольственных вопросов, раздачи. Зрелища: гладиаторские бои, конные бега. Стремление пресечь произвол государственных чиновников на местах, помощь низшим слоям населения. Призыв населения империи к «общественному мониторингу» органов власти. Площадки для диалога императора и плебса. Сравнение «открытой» модели императорской власти с замкнутым характером императора в правление Диоклетиана.

Лекция XV. Основание Константинополя. Роль Рима как столицы государства на протяжении I–III вв. Снижение значения Рима в эпоху региональных узурпаций. Тетрархиальные столицы. Диоклетиан и Никомедия. Отношение к Риму Диоклетиана, Галерия, Максенция и Константина. Постройки Константина в Риме. Константин в

поисках места для города своего имени. Основание Константинополя. Константинополь как памятник победы над Лицинием. «Божественное» вмешательство в основание Константинополя: христианская и языческая интерпретации. Константинополь – новый Рим. Устройство Константинополя: сенат, население, зрелища и хлебные раздачи.

Лекция XVI. Религиозная ситуация в эпоху Диоклетиана и Константина. Духовный кризис в III веке. Культы Юпитера и Геркулеса в период правление Диоклетиана. Растущая популярность солярных культов. Положение христиан и отношение к ним Римского государства. Гонения на христиан. Веротерпимость Констанция Хлора и Константина. Медиоланский эдикт и последующее законодательство Константина в пользу христиан. Включение христиан в систему религиозной жизни империи. Константин как великий понтифик, глава религиозной жизни государства. Отношение Константина к язычеству и христианству. Проблема крещения Константина. Обновленный в правление Константина императорский культ.

Лекция XVII. Проблема наследования императорской власти. Отказ от меритократического принципа в период кризиса тетрархии. Константин как последовательный сторонник династического принципа организации императорской власти. Его семейная жизнь. События 326 года, гибель Криспа. Сыновья Константина и их положение, их кооптация во власть. Братья Константина, их общественное положение и семьи. Формирование династии. Раздел полномочий 335 года и проблема политического завещания Константина в источниках и историографии. Кровнородственная тетрархия или гексархия. Распоряжения Константина и смерть в 337 году.

Лекция XVIII. Заключительная. Понятие доминат в историографии. Характерные черты системы: окончательное упразднение роли республиканских институтов (сенат), сложный придворный церемониал, сакрализация императорской власти. Разница в подходах Диоклетиана и Константина к сакрализации императорской власти: сакрализация императорского положения, но не человека (Диоклетиан) и сакрализация возвеличивание конкретной персоны (Константин). Проблема гражданства и подданства. Диалог императора и населения при Константине. Две модели передачи императорской власти – меритократическая и династическая, их неэффективность (на примере тетрархии Диоклетиана и судьбы династии Константина). Тезис об абсолютизировании императорской власти. Императорская власть в эпоху Диоклетиана и Константина – автократическая система, стремящаяся жесткими мерами упорядочить жизнь государства, но при этом нуждающаяся в опоре на социальный консенсус. Невозможность создания стабильной системы ввиду сильной привязки к конкретной личности (функционирование тетрархии только при Диоклетиане; успешность Константина, но не его сыновей).

Автор курса: Иван Андреевич Миролюбов, кандидат исторических наук (МГУ), специалист по истории Римской Империи, сотрудник Московского государственного объединенного музея-заповедника

Организаторы курса —  Университет Дмитрия Пожарского и Русский фонд Содействия образованию и Науке. Курсы существуют и развиваются на пожертвования.​ Размер пожертвования:
—за одну лекцию 
— 500 рублей;
—за три — 1200 рублей
—за пять — 1800 рублей
—за весь курс (18 лекций) — 5 400 рублей

Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется.

Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!

 

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше