РАСПИСАНИЕ: ПО СРЕДАМ С ОКТЯБРЯ, 18:00—19:30
Возникновение и развитие традиции философского мышления в Древней Греции – факт, колоссальное значение которого невозможно переоценить. Он стал одним из ключевых факторов, породивших западную цивилизацию как таковую, с присущими ей уникальными типом личности и типом мировосприятия.
В первой части курса акцент делался на самых ранних шагах философии в позднеархаическую эпоху (существование т.н. «ионийской» и «италийской» школ, появление стихийно-материалистических и идеалистических учений) Во второй части речь пойдет о складывании уже в классическую эпоху афинской школы философии, у истоков которой стоял Сократ, и о дальнейшем развитии этой традиции уже в послеклассические периоды, вплоть до конца античности. Некоторые, наиболее видные философы (их личность, биография, взгляды) будут по понятным причинам рассмотрены особенно детально, например, тот же Сократ, а также Платон и Аристотель.
Курс имеет не философский в строгом смысле слова, а скорее историко-культурологический характер. Он является достаточно популярным и не предполагает предварительного наличия у слушателей каких-то специальных знаний, в том числе языковых.
Каждая из нижеперечисленных тем включает несколько лекций; в совокупности они охватывают 1 учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:
Тема 1. Феномен Сократа и его роль в «повороте философии к человеку.
Сократ – ключевая фигура философского поиска второй половины V в. до н.э. Проблемы, связанные с Сократом. Источники о Сократе и его взглядах. Его личность, жизненный путь. Историко-культурный контекст становления Сократа как мыслителя. Сократ и софисты. Критика им софистического релятивизма. Ученики и окружение Сократа. Сократ и Алкивиад. Искусство сократического диалога. «Демоний» Сократа. Загадки сократовской философии. Политические взгляды Сократа. Суд над Сократом и его казнь.
Тема 2. Философия в первой половине IV в. до н.э.: сократические школы и начало деятельности Платона.
Ученики Сократа и возникновение сократических школ. Характеристика учений основных школ: киренской (Аристипп), кинической (Антисфен, Диоген), мегарской (Евклид), элидо-эретрийской (Федон). Вступление Платона в философию, события первого периода его биографии. Основание Академии.
Тема 3. Философия в первой половине IV в. до н.э.: Платон – величайший из идеалистов.
Характеристика корпуса сочинений Платона и его основных особенностей. Проблематика и метод философских диалогов Платона. Идеализм Платона: мир идей и мир вещей. От ученика Сократа – к адепту пифагореизма. Гносеология Платона. Физика Платона. Учение о трехсоставной душе и политические взгляды Платона в их эволюции (от «Государства» к «Законам»). Платон и риторы. Методы преподавания Платона в Академии.
Тема 4. Философия во второй половине IV в. до н.э.: начало деятельности Аристотеля.
Биография Аристотеля. Аристотель и Македония. Появление Аристотеля в Академии. Аристотель и Платон. Проблема участия Аристотеля в составлении некоторых сочинений платоновского корпуса. Академия после Платона (Спевсипп, Ксенократ): дальнейший сдвиг к пифагореизму. Аристотель – учитель Александра Македонского.
Тема 5. Философия во второй половине IV в. до н.э.: Аристотель – завершитель классической философской традиции.
Расцвет творчества Аристотеля. Основание Ликея (перипатетической школы). Характеристика корпуса сочинений Аристотеля и его основных особенностей. Энциклопедизм Аристотеля. Проблематика метафизики Аристотеля: вопросы о движении, причинах, целях, материи и форме (идее). Учение о неподвижном перводвигателе. Вклад Аристотеля в развитии логики. Физика Аристотеля. Этические трактаты Аристотеля. Политические взгляды Аристотеля (в сравнении с Платоном). Проблемы риторики и поэтики в наследии Аристотеля.
Тема 6. Философия эпохи эллинизма.
Реалии новой эпохи: македонская гегемония, походы Александра, создание эллинистических держав, гибель афинской демократии. Коренное изменение общей социокультурной ситуации.
Состояние традиционных философских школ в эпоху эллинизма. Ликей после Аристотеля: деятельность Феофраста. Нарастание скептических тенденций в Академии. Появление новых эллинистических школ: стоицизма (Зенон, Хрисипп, Посидоний), эпикуреизма, скептицизма (Пиррон). Их историческая специфика.
Тема 7. Греческая философия в период формирования римского владычества.
Общая историко-культурная ситуация в I в. до н.э. – II в. н.э. Влияние греческой философии на римлян. Цицерон как философ. Римский эпикуреизм (Лукреций). Греко-римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Философский синкретизм эпохи Ранней Империи. Плутарх как философ. Неопифагореизм.
Тема 8. Философия поздней античности.
Общая историко-культурная ситуация в III–VI вв. н.э. Cтановление неоплатонизма – последней философской школы античности, предпринявшей синтез предшествовавшего развития мысли. Основоположник неоплатонизма Плотин. Другие крупнейшие представители течения (Порфирий, Ямвлих, Прокл, Дамаский и др.).
Христианство и греческая философия. Гностицизм. Влияние античной философии на представителей восточной патристики (Василия Великого, Григория Нисского и далее в византийский период). Общие итоги.
Автор курса: Игорь Евгеньевич Суриков, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ, ведущий научный сотрудник отдела древней истории Института всеобщей истории РАН.
Организаторы курса — Университет Дмитрия Пожарского, Русский фонд Содействия образованию и Науке и библиотека им. Ф. М. Достоевского. Данный курс проходит на безвоздмездной основе, однако мы будем рады, если Вы, посетив эти замечательные лекции, сможете вознаградить безвозмездный труд лектора посильным пожертвованием. Сделать это можно через форму здесь: http://usdp.ru/evening_courses.html
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.