Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В современной исторической науке изучение «сферы человеческой обыденности» является неотъемлемой частью понимания прошлого. Данный курс предлагает взглянуть на семейные и дружеские отношения в Древней Руси, ведь при необходимости взаимодействовать на принципиально новом уровне, люди использовали привычные и опробованные в домашнем быту механизмы. Это отражается в структуре княжеского войска, монастырской братии, политической коалиции – отсюда столь частое обращение брат среди князей-союзников, обозначение военных групп и должностей как чадь, отроки, детский.
Русские летописи предоставляют уникальную информацию о том, как молодой княжич учился политическим и военным навыкам, сопровождая своего отца, а затем самостоятельно возглавляя небольшие походы, постепенно перенимал отцовские связи со знатными горожанами и иностранными союзниками. Чрезвычайно интересны сообщения берестяных грамот о том, как общаются и помогают друг другу два взрослых брата, как идет подготовка к свадьбе, как распределяются обязанности членов семьи в ведении хозяйства.
Особое внимание в лекциях планируется уделить жизни женщины в Древней Руси – сведений в источниках об этом не так много, но у нас есть уникальная возможность прочитать любовное письмо начала XII века (берестяная грамота №752), или поразмыслить над житием образованной княгини, ушедшей в монастырь Евфросинии Полоцкой. Интересно также упоминание о Верхуславе, жене Ростислава Рюриковича в Киево-печерском патерике, где она хочет поставить Поликарпа епископом в Новгород, Смоленск или Юрьев и готова потратить на это более 1000 гривен серебра.
Данный курс предполагает временное ограничение периодом до монгольского нашествия, однако в определенных случаях будет привлекаться материал более позднего времени – конца XIII – начала XIV веков. Древняя Русь с самого начала находилась в тесных контактах со Скандинавией и Византией, Польшей, Венгрией, кочевыми народами, что способствовало заимствованию социальных практик, и это кросскультурное взаимодействие необычайно интересно рассмотреть именно на бытовом уровне.
Основными источниками нам послужат русские летописи, берестяные грамоты, поучительная и житийная литература, исландские саги и своды законов, византийские хроники и жития, западнославянские хроники. Планируется активное использование иллюстративного материала: археологических находок (одежды, обуви, утвари), архитектуры, иконописи, реконструкций поселений и одежды.
Темы лекций
1. Сын и отец. Совместное ведение хозяйства. Помощь молодого княжича отцу. (берестяные грамоты, русские летописи)
2. Права и обязательства родных братьев на Руси и в Скандинавии.
3. Дядя и племянник: конкуренция и кооперация.
4. Основные принципы имянаречения среди Рюриковичей и боярства. Вариантивность имен. Бытование отчеств.
5. Свойственники – новые члены семьи или временные союзники?
6. Иерархия и равенство в княжеских отношениях. Клятва. Заключение мира. Объявление войны.
7. Родственники по разные стороны битвы.
8. Термины родства в обращениях между Рюриковичами.
9. Побратимство в Скандинавии, Византии и на Руси – многообразие и функции социальной практики.
10. Конкуренция Ольговичей и Мономашичей в домонгольский период Руси. Конкуренция боярских родов в Новгороде. Оскорбление и месть в Древней Руси.
11. Ктиторство, семейные церкви и монастыри в Древней Руси. Церковные семейные устои и традиции. Память о предках.
12. Священство. Проповедь. Жизнь в монастыре.
13. Княжеская свадьба. Совместные праздники. Дары. Образ идеальной женщины в Древней Руси. Женщина и церковные устои.
14. Жизнь женщины в доме отца и в доме мужа, забота братьев о взрослой сестре
15. Военные люди князя как часть его дома: отроки, детские, чадь.
(Скандинавия и Русь).
16. Этапы взросления княжича, постриги, первое правление.
17. Смерть близкого для человека Древней Руси и Скандинавии Эпохи саг. Судьба вдовы и детей после смерти мужа.
18. Обряды, связанные с социальными практиками (с привлечением этнографических материалов).
Автор курса: Мария Леонидовна Лавренченко, младший научный сотрудник Отдела типологии и языкознания Института Славяноведения РАН
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы.