• 18 сентября 2014, четверг
  • Москва, Малая Пироговская, дом 13, строение 1, Филипповская школа

Христианская иконография

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
3508 дней назад
с 19:00 18 сентября 2014 до 19:00 16 июня 2015
Москва
Малая Пироговская, дом 13, строение 1, Филипповская школа

Тексты Ветхого и Нового Заветов составляют основу христианского учения, однако во все эпохи наряду с повествованием о событиях священной истории важную роль играло изображение этих событий. Образы Христа и Богоматери, святых, изображения ветхо- и новозаветных сцен участвуют в богослужении и выполняют назидательную функцию, дополняя Слово Образом. Курс посвящен проблемам сложения и развития основных иконографических типов в искусстве христианского Запада и Востока.

Курс состоит из двух частей, посвященных соответственно Новому и Ветхому Заветам, а также иконографии святых, миру христианских аллегорий и символов. На вводном занятии слушатели знакомятся с этапами осмысления визуального образа, определением сфер влияния иконографии и иконологии, их понятийным аппаратом. Первый семестр сосредоточен на иконографии Христа и Богоматери, второй – ветхозаветных персонажей и некоторых святых в развитии, – от ранних к поздним изображениям.

Часть 1. Новый Завет.

Иконография Христа складывается в раннехристианский период в связи с античными образами божеств и римского императора. Выделяются такие образы как Космократор, Эммануил, Средовек, Нерукотворный образ и др. Развитое Средневековье характеризуется множественностью вариантов изображения Христа, выживание которых в искусстве Нового времени составляет отдельную исследовательскую проблему.

При рассмотрении иконографии Богоматери наряду с первыми изображениями будут выделены наиболее популярные западные иконографические типы. Для иконографии Богоматери на Востоке характерно существование до- и послеиконоборческих иконографических типов. Также будет рассмотрено отражение в искусстве Протоевангелия Иакова как источника истории о рождестве и детстве Марии и Апокрифа Иоанна об Успении Марии.

Курс продолжится рассмотрением евангельского цикла: его появлением в раннехристианской живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве и распаде на три больших темы – Детство, Чудеса, Страсти.

В лекциях, посвященных деяниям апостолов, раскрываются такие темы как апокалипсис в искусстве – последовательность событий, циклы и репрезентативные изображения, – и влияние богословия на формирование иконографии.

Часть 2. Ветхий Завет.

Рассмотрение иконографии Ветхого Завета начинается с выделения книг и сюжетов, наиболее востребованных в истории искусства. Выделяются следующие темы:

  • Книга Бытия: Цикл Сотворения мира, его варианты. Здесь рассматриваются несколько раннехристианских традиций, их выживание в искусстве Средневековья и связь с циклами Возрождения (Микеланджело).
  •  История Адама и Евы, Каина и Авеля. Потоп
  • Авраам. Исаак. Иаков.
  • История Иосифа и ее связь с историей Христа.
  • Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие:
  • Моисей и история исхода. Хождение по пустыне. Ковчег Завета, скиния, ее устройство.
  • Израиль в обетованной земле. Книга Иисуса Навина. Книга Судей
  • Книги Царств.  Давид как псалмопевец, царь, пророк и предок Христа по плоти.
  • Псалтирь и способы ее иллюстрирования.
  •  Соломон, история строительства Храма и его изображения.
  • Пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Иона и другие.
  • Юдифь. Эсфирь. Иов.

Отдельные лекции будут посвящены теме прообразования и согласования Заветов в искусстве Средних веков. В качестве примера согласования Заветов будет рассмотрен Клостернойбургский алтарь.

Также будет рассмотрена иконография христианских святых и их атрибуты, типы (исповедники, мученики, епископы, отцы Церкви и др.), агиографические циклы и логика их формирования.

Итогом прослушивания курса станет не только приобретение умения узнавать ряд сюжетов, но и возможность вычленить основные закономерности в сложении, развитии и осмыслении иконографических схем в разные периоды.

Курс предполагает наличие у слушателей предварительного знакомства с основными периодами истории искусства и текстом Четвероевангелия, Апокалипсиса, книг Бытия и Исхода. Курс будет интересен студентам-гуманитариям и широкому кругу слушателей, интересующихся историей религии и искусства.

Автор курса: Анна Владимировна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Всеобщей истории факультета истории искусства РГГУ.

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью  Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше