История византийской литературы

Лекционный курс рассчитан на всех интересующихся европейской культурой. Его основная задача — продемонстрировать разнообразие византийской культуры, ее принципиальную несводимость к упрощенным схемам, будь то "идеализированное тысячелетнее православное царство" или "развращенная восточная деспотия". Мы постараемся понять, что думали византийцы о своем языческом прошлом, как говорили о себе, что и зачем читали и писали, над чем смеялись и о чем спорили.

Искусство и культура 0+

РАСПИСАНИЕ: ПО СРЕДАМ В 19:00 С 17 ФЕВРАЛЯ

Все лекции (плейлист): www.youtube.com/playlist?list=PLuej...

Средневековая греческая литература Восточной Римской империи фактически неизвестна широкому читателю. В лучшем случае она воспринимается как растянувшееся на тысячу лет угасание и вырождение античной литературы. Стандартная школьная программа незаметно для ученика заставляет его путешествовать не только во времени, но и в пространстве: проведя античность в Средиземноморье, с наступлением Средних веков школьник переносится в Западную Европу и не покидает ее, изучая Новое и Новейшее время. Вдобавок в нашем распоряжении почти нет переводов византийских памятников, которые позволили бы получить не только сведения о византийской истории, но и удовольствие от процесса чтения. Не улучшает положение дел и постоянное навешивание
ярлыков: о «византизме», — не важно, со знаком плюс или минус — мы слышим куда чаще, чем о Византии.

Знание греческого и латыни не требуется. Базовые знания по истории античности и Средних веков могут помочь в освоении курса, но также не обязательны. Владение современными европейскими языками (прежде всего, английским) не обязательно, но будет совершенно необходимо, если слушатели захотят глубже погрузиться в любую из обсуждавшихся на лекциях тем.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

1. Задаем рамки. Кто такие византийцы? Была ли в Византии литература и, если да, то как ее читать?
Византийское-римское-ромейское-греческое-эллинское. Язык(и) византийской словесности. Временные и географические рамки. Специфика средневековых литератур.
Авторы и читатели. Литературные кружки. Утраченная перформативность: византийские «риторические театры». Эпиграммы in situ и в рукописной книге. Истории византийской литературы от К. Крумбахера до П. Агапитоса. Концепция «возрождений». «Высокая» и «народноязычная» литература. Свиток и кодекс. Папирус и пергамен. Унциал и минускул.
Автографы. История текстов или история рукописных книг? Что такое критическое издание? Издания византийских и античных памятников: общее и различное.


2. Жанры византийской агиографии.
Жанровые истоки: мученичества, деяния апостолов, биографии, энкомии, ареталогия, роман. Критическая агиография. Агиография как литература. Границы и жанры: пространное житие, краткое житие, похвальное слово, патерик, собрание чудес, душеполезная история. Понятие топоса. От мучеников к аскетам. Романное в житиях: Повесть об убиении монахов на горе Синайской. Античные герои на страницах византийских книг: (Г)левкиппа и Клитофонт в Мученичестве Галактиона и Епистимы. Монахи в городе и город в агиографии: собрание чудес св. Артемия.

3. Демоны и святые.
Античные боги и византийские бесы: Житие Антония Великого, Житие Феодора Сикеота. Фигура Диавола. Фаустовский сюжет в Византии. Искушения: Житие Льва Катанского, Житие Нифонта Константианского, Житие Кирилла Филеота. Юродивые, столпники, трансвеститы, блудницы: Житие Симеона Юродивого, Житие Симеона Столпника, Житие Марии Египетской. Мученики христианской эпохи: Стефан Новый. Святые императоры: Жития Константина Великого, «святость» Никифора II Фоки. Как написать житие святого-иконоборца? Житие Льва Катанского, Житие Филарета Милостивого.


4. Византийские метафрасты.
Культура пересказа. «Текучесть» текста. Quot codices tot recensiones. Корпус Симеона Метафраста: загадка личности, методы работы, «команда» Симеона, незавершенность корпуса, принципы отбора святых. Свидетельства Михаила Пселла и Иоанна Ксифилина Младшего. Метафразы до и после Симеона. Как издавать метафразу? Неагиографические метафразы.


5. Церковная история.
Что такое «церковная история»? Евсевий Кесарийский и его продолжатели.
Секуляризация церковных историй. Угасание жанра. Поздневизантийское возрождение: Никифор Каллист Ксанфопул.

6. Классицизирующие историки.
«История» и «хроника» в восприятии византийцев и в современной науке. Зачем писать историю? Прокопий Кесарийский: загадка «Тайной истории». Прокопий и христианство. Угасание жанра, средневизантийское возрождение. Психологизм. Повествовательные структуры. Лев Диакон, Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат.


7. Византийские хроники.
Хроники как литература. Погодные и императорские хроники. Феофан и его
«Продолжатель». Георгий Монах. Литературные эксперименты XII в.: поэтическая хроника Константина Манассии и хроника-энциклопедия Михаила Глики.


8. Византийская литературная критика.
Античные писатели в византийских легендах и у византийских филологов. «Библиотека» патриарха Фотия: история создания, загадка «посольства к ассирийцам», состав, принципы филологической критики, терминология. Пселл как филолог: сравнение Писиды и Еврипида, Пселл об античном романе. Палатинская антология. Codices vetustissimi античных авторов. Византийские переводы римской литературы.


9. Византийский смех.
Историческая память о Лукиане. Сатира «Тимарион». Пикировка в стихах и прозе: Константин Родосский, Христофор Митилинский, Феодор Продром, «Анахарсис». Аристофан в Византии.


10. Византийский роман.
Романное без романа: новеллистический элемент в агиографии и историографии. Повесть о Варлааме и Иоасафе. Любовный и рыцарский роман. Романы эпохи Комнинов и Палеологов. Оригинальные романы и адаптации. Романы в стихах и прозе.


11. Византийская поэзия.
Поэзия и язык: фонетика, метры, принципы стихосложения. Политический стих. Жанровые сдвиги: ямбический эпос Георгия Писиды. Духовная поэзия: от Романа Сладкопевца до Симеона Нового Богослова. Героическая поэзия X в.: Иоанн Геометр, Феодосий Диакон. Литературные эксперименты XII в.: Феодор Продром, Иоанн Цец. Визуальная поэзия.


12. Риторика и эпистолография.
Эпистолографическая культура. Топика византийских писем. Протеизм византийского эпистолографа (Михаил Пселл). Эпистолографические коллекции средне- и поздневизантийской эпохи. Авторские коллекции (Никифор Хумн, Никифор Григора, Константин Акрополит). Риторические жанры: экфрасисы, судебные речи, надгробные речи.


13. Народноязычная литература Византии.
Истоки новогреческой литературы. Понятие диглоссии. Народное и народноязычное. Придворная мода XII в. Эпос о Дигенисе Акрите. Поэзия Михаила Глики, литературные маски Птохопродрома, Физиолог, Морейская хроника.


14. После Византии.
Византийские историки о падении Константинополя. Михаил Критовул: первый османский или последний византийский историк? Лаоник Халкокондил — Геродот XV в. Византийская эмиграция. Кардинал Виссарион. Патриарх Геннадий Схоларий. Византийцы на службе у Султана. Георгий Амируци, Георгий Трапезундский. Диалог с исламом. Byzance après Byzance.

Автор курса: Лев Всеволодович Луховицкий, византинист, кандидат филологических наук (МГУ), научный сотрудник Института Славяноведения РАН, преподаватель ПСТГУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004 (или любое другое издание);
Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005; 2-е изд. М., 2019;
Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002;
Он же. История византийской литературы (850–1000 гг.): Эпоха византийского
энциклопедизма. СПб., 2012;
Он же. Книга и писатель в Византии. М., 1973;
Он же. Никита Хониат и его время. СПб., 2005;
Калделлис Э. Византийская республика: народ и власть в Новом Риме / Пер., отв. ред. В. И. Земскова. СПб., 2016. 
Культура Византии, IV – первая пол. VII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова. М., 1984;
Культура Византии, вторая пол. VII – XII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М., 1989;
Культура Византии, XIII – первая пол. XV в. / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1991;
Лемерль П. Первый византийский гуманизм: Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от нач. X в. / Вступ. ст. и пер. с франц.: Т. А. Сенина (монахиня Кассия). СПб., 2012;
Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели: Сб. статей. СПб., 2012;
Он же. Михаил Пселл, личность и творчество // Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001;
Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997;
The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. 2 vols. Aldershot, 2011–2014;
The Cambridge Intellectual History of Byzantium / Ed. A. Kaldellis, N. Siniossoglou. Camb., 2017;
A Companion to Byzantine Epistolography/ Ed. A. Riehle. Leiden, 2020;
A Companion to Byzantine Poetry / Eds. W. Hörandner, A. Rhoby, N. Zagklas. Leiden, 2019;
Fictional Storytelling in the Medieval Eastern Mediterranean and Beyond / Eds. C. Cupane, B. Krönung. Leiden, 2016;
Lauxtermann M. D. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres: Texts and Contexts. 2 vols. Wien, 2003–2019;
Reading in the Byzantine Empire and Beyond / Ed. T. Shawcross, I. Toth. Camb., 2018.
 

Организаторы курса —  Университет Дмитрия Пожарского и Русский фонд Содействия образованию и Науке. Курсы существуют и развиваются на пожертвования.​ Рекомендованный размер пожертвования:
—за одну лекцию 
— 500 рублей;
—за весь курс (14 лекций) — 5500 рублей.

Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется.

По вопросам перевода пожертвований и предоставления записей обращаться к администратору курсов Владимиру Шапиеву: 
+7-916-121-17-29
https://vk.com/id1453376
https://t.me/victor_grayskij
www.facebook.com/profile.php?id=100...

Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!

 
 
 
 

Поделиться:

1228 дней назад
17 февраля 19:00 — 26 мая 2021 20:30

Москва
ул. Малая Пироговская, 13, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов