РАСПИСАНИЕ: ПО СРЕДАМ В 19:00 С 17 ФЕВРАЛЯ
Все лекции (плейлист): www.youtube.com/playlist?list=PLuej...
Средневековая греческая литература Восточной Римской империи фактически неизвестна широкому читателю. В лучшем случае она воспринимается как растянувшееся на тысячу лет угасание и вырождение античной литературы. Стандартная школьная программа незаметно для ученика заставляет его путешествовать не только во времени, но и в пространстве: проведя античность в Средиземноморье, с наступлением Средних веков школьник переносится в Западную Европу и не покидает ее, изучая Новое и Новейшее время. Вдобавок в нашем распоряжении почти нет переводов византийских памятников, которые позволили бы получить не только сведения о византийской истории, но и удовольствие от процесса чтения. Не улучшает положение дел и постоянное навешивание
ярлыков: о «византизме», — не важно, со знаком плюс или минус — мы слышим куда чаще, чем о Византии.
Знание греческого и латыни не требуется. Базовые знания по истории античности и Средних веков могут помочь в освоении курса, но также не обязательны. Владение современными европейскими языками (прежде всего, английским) не обязательно, но будет совершенно необходимо, если слушатели захотят глубже погрузиться в любую из обсуждавшихся на лекциях тем.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:
1. Задаем рамки. Кто такие византийцы? Была ли в Византии литература и, если да, то как ее читать?
Византийское-римское-ромейское-греческое-эллинское. Язык(и) византийской словесности. Временные и географические рамки. Специфика средневековых литератур.
Авторы и читатели. Литературные кружки. Утраченная перформативность: византийские «риторические театры». Эпиграммы in situ и в рукописной книге. Истории византийской литературы от К. Крумбахера до П. Агапитоса. Концепция «возрождений». «Высокая» и «народноязычная» литература. Свиток и кодекс. Папирус и пергамен. Унциал и минускул.
Автографы. История текстов или история рукописных книг? Что такое критическое издание? Издания византийских и античных памятников: общее и различное.
2. Жанры византийской агиографии.
Жанровые истоки: мученичества, деяния апостолов, биографии, энкомии, ареталогия, роман. Критическая агиография. Агиография как литература. Границы и жанры: пространное житие, краткое житие, похвальное слово, патерик, собрание чудес, душеполезная история. Понятие топоса. От мучеников к аскетам. Романное в житиях: Повесть об убиении монахов на горе Синайской. Античные герои на страницах византийских книг: (Г)левкиппа и Клитофонт в Мученичестве Галактиона и Епистимы. Монахи в городе и город в агиографии: собрание чудес св. Артемия.
3. Демоны и святые.
Античные боги и византийские бесы: Житие Антония Великого, Житие Феодора Сикеота. Фигура Диавола. Фаустовский сюжет в Византии. Искушения: Житие Льва Катанского, Житие Нифонта Константианского, Житие Кирилла Филеота. Юродивые, столпники, трансвеститы, блудницы: Житие Симеона Юродивого, Житие Симеона Столпника, Житие Марии Египетской. Мученики христианской эпохи: Стефан Новый. Святые императоры: Жития Константина Великого, «святость» Никифора II Фоки. Как написать житие святого-иконоборца? Житие Льва Катанского, Житие Филарета Милостивого.
4. Византийские метафрасты.
Культура пересказа. «Текучесть» текста. Quot codices tot recensiones. Корпус Симеона Метафраста: загадка личности, методы работы, «команда» Симеона, незавершенность корпуса, принципы отбора святых. Свидетельства Михаила Пселла и Иоанна Ксифилина Младшего. Метафразы до и после Симеона. Как издавать метафразу? Неагиографические метафразы.
5. Церковная история.
Что такое «церковная история»? Евсевий Кесарийский и его продолжатели.
Секуляризация церковных историй. Угасание жанра. Поздневизантийское возрождение: Никифор Каллист Ксанфопул.
6. Классицизирующие историки.
«История» и «хроника» в восприятии византийцев и в современной науке. Зачем писать историю? Прокопий Кесарийский: загадка «Тайной истории». Прокопий и христианство. Угасание жанра, средневизантийское возрождение. Психологизм. Повествовательные структуры. Лев Диакон, Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат.
7. Византийские хроники.
Хроники как литература. Погодные и императорские хроники. Феофан и его
«Продолжатель». Георгий Монах. Литературные эксперименты XII в.: поэтическая хроника Константина Манассии и хроника-энциклопедия Михаила Глики.
8. Византийская литературная критика.
Античные писатели в византийских легендах и у византийских филологов. «Библиотека» патриарха Фотия: история создания, загадка «посольства к ассирийцам», состав, принципы филологической критики, терминология. Пселл как филолог: сравнение Писиды и Еврипида, Пселл об античном романе. Палатинская антология. Codices vetustissimi античных авторов. Византийские переводы римской литературы.
9. Византийский смех.
Историческая память о Лукиане. Сатира «Тимарион». Пикировка в стихах и прозе: Константин Родосский, Христофор Митилинский, Феодор Продром, «Анахарсис». Аристофан в Византии.
10. Византийский роман.
Романное без романа: новеллистический элемент в агиографии и историографии. Повесть о Варлааме и Иоасафе. Любовный и рыцарский роман. Романы эпохи Комнинов и Палеологов. Оригинальные романы и адаптации. Романы в стихах и прозе.
11. Византийская поэзия.
Поэзия и язык: фонетика, метры, принципы стихосложения. Политический стих. Жанровые сдвиги: ямбический эпос Георгия Писиды. Духовная поэзия: от Романа Сладкопевца до Симеона Нового Богослова. Героическая поэзия X в.: Иоанн Геометр, Феодосий Диакон. Литературные эксперименты XII в.: Феодор Продром, Иоанн Цец. Визуальная поэзия.
12. Риторика и эпистолография.
Эпистолографическая культура. Топика византийских писем. Протеизм византийского эпистолографа (Михаил Пселл). Эпистолографические коллекции средне- и поздневизантийской эпохи. Авторские коллекции (Никифор Хумн, Никифор Григора, Константин Акрополит). Риторические жанры: экфрасисы, судебные речи, надгробные речи.
13. Народноязычная литература Византии.
Истоки новогреческой литературы. Понятие диглоссии. Народное и народноязычное. Придворная мода XII в. Эпос о Дигенисе Акрите. Поэзия Михаила Глики, литературные маски Птохопродрома, Физиолог, Морейская хроника.
14. После Византии.
Византийские историки о падении Константинополя. Михаил Критовул: первый османский или последний византийский историк? Лаоник Халкокондил — Геродот XV в. Византийская эмиграция. Кардинал Виссарион. Патриарх Геннадий Схоларий. Византийцы на службе у Султана. Георгий Амируци, Георгий Трапезундский. Диалог с исламом. Byzance après Byzance.
Автор курса: Лев Всеволодович Луховицкий, византинист, кандидат филологических наук (МГУ), научный сотрудник Института Славяноведения РАН, преподаватель ПСТГУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004 (или любое другое издание);
Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005; 2-е изд. М., 2019;
Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002;
Он же. История византийской литературы (850–1000 гг.): Эпоха византийского
энциклопедизма. СПб., 2012;
Он же. Книга и писатель в Византии. М., 1973;
Он же. Никита Хониат и его время. СПб., 2005;
Калделлис Э. Византийская республика: народ и власть в Новом Риме / Пер., отв. ред. В. И. Земскова. СПб., 2016.
Культура Византии, IV – первая пол. VII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова. М., 1984;
Культура Византии, вторая пол. VII – XII в. / Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М., 1989;
Культура Византии, XIII – первая пол. XV в. / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1991;
Лемерль П. Первый византийский гуманизм: Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от нач. X в. / Вступ. ст. и пер. с франц.: Т. А. Сенина (монахиня Кассия). СПб., 2012;
Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели: Сб. статей. СПб., 2012;
Он же. Михаил Пселл, личность и творчество // Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001;
Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997;
The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. 2 vols. Aldershot, 2011–2014;
The Cambridge Intellectual History of Byzantium / Ed. A. Kaldellis, N. Siniossoglou. Camb., 2017;
A Companion to Byzantine Epistolography/ Ed. A. Riehle. Leiden, 2020;
A Companion to Byzantine Poetry / Eds. W. Hörandner, A. Rhoby, N. Zagklas. Leiden, 2019;
Fictional Storytelling in the Medieval Eastern Mediterranean and Beyond / Eds. C. Cupane, B. Krönung. Leiden, 2016;
Lauxtermann M. D. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres: Texts and Contexts. 2 vols. Wien, 2003–2019;
Reading in the Byzantine Empire and Beyond / Ed. T. Shawcross, I. Toth. Camb., 2018.
Организаторы курса — Университет Дмитрия Пожарского и Русский фонд Содействия образованию и Науке. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Рекомендованный размер пожертвования:
—за одну лекцию — 500 рублей;
—за весь курс (14 лекций) — 5500 рублей.
Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется.
По вопросам перевода пожертвований и предоставления записей обращаться к администратору курсов Владимиру Шапиеву:
+7-916-121-17-29
https://vk.com/id1453376
https://t.me/victor_grayskij
www.facebook.com/profile.php?id=100...
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.