Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Онтология и теология центральные рубрики европейской философии. Исторически эти области неразрывно связаны между собой, однако характер их связи далеко не очевиден. Что такое онтология? Что такое теология? Почему они могут быть поняты как нечто единое? Эти вопросы, равно как и многие другие, будут обсуждаться в предлагаемом курсе, который охватывает развитие этих областей философии в Античности и в византийской теологической мысли.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ КУРСА (2Й СЕМЕСТР) С 3 НОЯБРЯ 2015 Г.
ЗАНЯТИЯ ПО ВТОРНИКАМ!
Курс рассчитан на 3 семестра. Для возможности обсуждения указанных вопросов потребуется освоение греческого онтологического лексикона, с привлечением современной аналитической и континентальной философии, а также введение в античную философскую теологию, являющуюся фоном, на котором будет рассматриваться патристическая мысль. Этому будет посвящена первая часть курса: «Введение». Следующим этапом будет подробное рассмотрение античной онтологии в ее связи с теологией (часть вторая: «Античность»), начиная от досократиков и включая позднюю Античность. Внимание будет уделяться, главным образом, платонизму. Наконец, последняя часть курса будет посвящена византийской философской теологии, с регулярными экскурсами в латинскую мысль.
Тематический план курса
I семестр: Введение.
Тема 1. Введение в современную онтологическую проблематику. Онтологическое различие (Хайдеггер). Трихотомия Фреге-Рассела.
Тема 2. Лексикон греческой онтологии: сущность, сущее, бытие (Парменид, Платон, Аристотель и др.).
Тема 3. Постметафизическая теология: Э. Левинас, Ж.-Л. Марион.
Литература:
В 2015/2016 учебном году будет вестись последовательное рассмотрение в историко-философском ракурсе (1) античных и (2) византийских представлений о том, как мыслилось отношение между бытием, единым и Богом. Начиная с Парменида, понятие бытие играет чрезвычайно важную роль в философии. Вместе с тем с элейцев начинается и традиция сближения представления о божественном с бытием (Мелисс). Кроме того, поскольку бытие неизменно мыслилось как нечто единое, тогда как единое могло пониматься и как тождественное бытию, и как превосходящее его, возникает два разных способа описания Первоначала, которые находят отражение в теологии. Если в латинской христианской мысли устоялось представление о тождестве бытия и Бога, то в византийской философии наряду с этим имеет важное значение представление о том, что Бог превыше бытия. Эти две линии можно условно назвать парадигмой тождества и парадигмой различия, инициированных, соответственно, Аристотелем и Платоном.
2 семестр: Античность
Тема 1. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Зарождение гносеологии. Зарождение онтологии. Филолай: «все есть число».
Тема 2. Первая критика: Софистика. Протагор и Горгий: небытие бытия.
Тема 3. Платон. Учение о бытии. Сущность. Генология. Ранняя Академия: Спевсипп, Ксенократ.
Тема 4. Аристотель: многозначность бытия.
Тема 5. Средний платонизм: бытие, единое, благо. Плутарх, Евдор, Модерат, Нумений.
Тема 6. Неоплатонизм: бытие, единое, благо: Плотин, Порфирий, «Анонимный комментарий на «Парменид» Платона», Прокл.
Литература:
3 семестр: Византия
Тема 1. Александрийский иудаизм. Филон Александрийский: Логос, энергии, учение о Боге.
Тема 2. Исход 3: 14: «Я есть Сущий». Различные интерпретации.
Тема 3. Иустин Философ: рецепция платонизма. Задача философии «познавать природу Божества». Бог и бытие.
Тема 4. Климент Александрийский и Ориген: Иерархия первоначал и Троица. Беспредельность Бога и высшее Сущее.
Тема 5. Василий Великий. Григорий Богослов. Григорий Нисский. Бытие, энергии, сущность. Божественные имена.
Тема 6. Переосмысление неоплатонизма: пс. Дионисий Ареопагит. Онтологическое различие. Бытие и энергии.
Тема 7. Бог как небытие: Максим Исповедник.
Тема 8. Иоанн Дамаскин: философские итоги эпохи вселенских соборов.
Тема 9. Григорий Палама: сущность и энергии. Бытие и божественные имена.
Литература:
Автор курса: Алексей Михайлович Гагинский, кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН, научный сотрудник Отдела философии ИНИОН РАН; доцент РПУ ап. Иоанна Богослова; старший преподаватель ПСТГУ
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Дорогие друзья, все 5 лет существования Вечерних курсов Просвещение и обеспечение свободного доступа к знанию были нашим приоритетом. К сожалению, сложная экономическая обстановка в стране и оживление работ по строительству будущего Университета Дмитрия Пожарского неумолимо сокращают бюджет московских проектов Русского фонда содействия образованию и науке. В этом году ваша поддержка важна для нас как никогда.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!