Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Какую роль в образовании Руси сыграли такие транспортные артерии как Путь из варяг в греки и Великий шелковый путь? Каковы были последствия монгольского нашествия для коммуникаций на Руси и в Европе? Что двигало российских землепроходцев на Восток? Ответы на эти и многие другие вопросы слушатели узнают в рамках данного курса, предлагающего системный взгляд на экономические и социальные процессы в исторической ретроспективе на основе исследования системы транспортных коридоров, формировавших пространство России и окружающих территорий.
Курс предназначен для широкого круга слушателей, интересующихся историей России, экономикой и логистикой. Слушатели получат навыки пространственного экономического анализа и умения применять полученные знания для обоснования эффективных решений.
Содержание курса
Тема 1. Домонгольская Русь
Основные гипотезы образования Руси. Путь из варяг в греки и Великий шелковый путь как источники кристаллизации Руси. Водные бассейны как естественные транспортные пути и границы на территории Восточно-Европейской равнины. Транспортные границы и их совпадение с границами языковыми. Начало освоения Волго-Вятского бассейна.
Тема 2. Монгольское иго.
Экономические последствия монгольского нашествия. Изменение традиционных мировых торговых путей. Снижение экономического значения бассейна Днепра. Миграция славянских племен на северо-восток. Топонимика как отражение миграционных процессов. Централизация Руси как следствие монгольского ига. Появление регулярной почтовой службы.
Тема 3. Становление русского государства
Русское государство в XV веке и его рубежи. Купцы-землепроходцы. Афанасий Никитин и его «хождение за три моря». Смещение торговых потоков на Северный Урал. «Златокипящая» Мангазея. Проблемы денежного обращения на Руси. Ефимки и медный бунт. Захват Новгорода и Ливонские войны. Войны за выход к морю. Архангельск как единственный русский порт, его проблемы. Россия и Европа, разрыв торговых связей.
Тема 4. Петровская Россия – первая попытка «встать с колен»
Петр Первый и его войны за Азов и Балтику. Экономические и транспортные причины основания Санкт-Петербурга. Транспортно-экономические проблемы развития России в XVIII веке.
Тема 5. Освоение Сибири
Экономические причины движения России на Восток. Русские землепроходцы и их открытия. Великая Северная экспедиция.
Тема 6. Транспорт России от Екатерины I до Александра I. Потерянный век.
От Петра до Александра I отсутствие нового в транспортной инфраструктуре. Европейская система почтовых дилижансов. Противоречие между размерами страны и транспортно-информационной инфраструктурой.
Тема 7. Война 1812 года в зеркале логистики.
Экономические предпосылки войны и цели Наполеона. Планы ведения войны и их реальное выполнение. Потери сторон на всех этапах войны. Отсутствие транспортной инфраструктуры как одна из важнейших причин потерь в войне.
Тема 8. Николаевская Россия от побед к поражениям.
Сильное отставание России от Европы к началу XIX века по транспортной инфраструктуре. Появление железных дорог. Оборона Севастополя. Крымская компания. Гимн логистике. Английский паровой флот. Экономические преимущества снабжения коалиции. Логистическое превосходство.
Тема 9. Дальний Восток – новый форпост России.
Дальний Восток как логическое завершение российской колонизации. Адмирал Невельской, один из локомотивов экономического освоения Дальнего Востока. Русская Америка – причины провала.
Тема 10. Транспортное строительство в России в XIX веке
Ф. Герстнер и первая железная дорога Санкт-Петербург-Царское Село. Экономические результаты строительства первых железных дорог в России и их сравнение с зарубежными аналогами. Сравнительный анализ динамики строительства железных дорог в России и других странах. Причины отставания.
Тема 11. Русско-японская война: ошибки и просчеты
Экономические и политические предпосылки русско-японской войны. Неготовность Транссибирской магистрали как один из факторов проигрыша в войне.
Тема 12. Первая мировая война
Экономическая ситуация в России перед Первой мировой войной. Строительство Германского флота в противовес Англии. Экономические связи России со странами Антанты и Центральными державами. Возможные транспортные коридоры: Балканы и Балтика. Отсутствие транспортных связей с союзниками как одна из причин экономического кризиса в России. Мешочники как побочный экономический эффект от регулирования экономики. Железные дороги во время Первой мировой войны.
Тема 13. Северный морской путь, история освоения и транспортно-экономическое значение
История исследований Северного морского пути. Дореволюционные экспедиции. Первое сквозное плаванье Северным морским путем на судах «Таймыр» и «Вайгач», причины забвения. Советский период освоения Арктики от «Сибирякова» и «Челюскина» до регулярных караванов.
Тема 14. Экономика и транспорт от первых пятилеток до Великой Отечественной войны
Транспортно-экономические приоритеты развития Советской России. Достоинства и недостатки плановой экономики. Недооценка транспортно-логистических потребностей Красной армии как одна из комплексных причин неготовности Советского Союза к войне.
Тема 15. Послевоенное восстановление экономики СССР
Приоритеты транспортного строительства послевоенного Советского Союза. Строительство трансполярной магистрали и его результаты.
Тема 16. Современные транспортные коммуникации России проблемы и перспективы.
Проблемы развития Транссиба, Северного морского пути и БАМа. Северный морской путь как памятник неэффективности Советского Союза. Военно-политические причины строительства БАМа.
Автор курса: Николай Элиарович Кульбака, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и профессиональных дисциплин Международного Института Кино Телевидения и Радиовещания
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу "негабаритную ручную кладь" туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!