• 21 ноября 2014, пятница
  • Москва, Малая Пироговская, дом 13, строение 1, Филипповская школа

Транспортные коридоры России

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
3444 дня назад
с 19:00 21 ноября 2014 до 19:00 10 апреля 2015
Москва
Малая Пироговская, дом 13, строение 1, Филипповская школа

Какую роль в образовании Руси сыграли такие транспортные артерии как Путь из варяг в греки и Великий шелковый путь? Каковы были последствия монгольского нашествия для коммуникаций на Руси и в Европе? Что двигало российских землепроходцев на Восток? Ответы на эти и многие другие вопросы слушатели узнают в рамках данного курса, предлагающего системный взгляд на экономические и социальные процессы в исторической ретроспективе на основе исследования системы транспортных коридоров, формировавших пространство России и окружающих территорий.

Курс предназначен для широкого круга слушателей, интересующихся историей России, экономикой и логистикой. Слушатели получат навыки пространственного экономического анализа и умения применять полученные знания для обоснования эффективных решений.

 

Содержание курса

Тема 1. Домонгольская Русь

Основные гипотезы образования Руси. Путь из варяг в греки и Великий шелковый путь как источники кристаллизации Руси. Водные бассейны как естественные транспортные пути и границы на территории Восточно-Европейской равнины. Транспортные границы и их совпадение с границами языковыми. Начало освоения Волго-Вятского бассейна.

Тема 2. Монгольское иго.

Экономические последствия монгольского нашествия. Изменение традиционных мировых торговых путей. Снижение экономического значения бассейна Днепра. Миграция славянских племен на северо-восток. Топонимика как отражение миграционных процессов. Централизация Руси как следствие монгольского ига. Появление регулярной почтовой службы.

Тема 3. Становление русского государства

Русское государство в XV веке и его рубежи. Купцы-землепроходцы. Афанасий Никитин и его «хождение за три моря». Смещение торговых потоков на Северный Урал. «Златокипящая» Мангазея. Проблемы денежного обращения на Руси. Ефимки и медный бунт. Захват Новгорода и Ливонские войны. Войны за выход к морю. Архангельск как единственный русский порт, его проблемы. Россия и Европа, разрыв торговых связей.

Тема 4. Петровская Россия – первая попытка «встать с колен»

Петр Первый и его войны за Азов и Балтику. Экономические и транспортные причины основания Санкт-Петербурга. Транспортно-экономические проблемы развития России в XVIII веке.

Тема 5. Освоение Сибири

Экономические причины движения России на Восток. Русские землепроходцы и их открытия. Великая Северная экспедиция.

Тема 6. Транспорт России от Екатерины I до Александра I. Потерянный век.

От Петра до Александра I — отсутствие нового в транспортной инфраструктуре. Европейская система почтовых дилижансов. Противоречие между размерами страны и транспортно-информационной инфраструктурой.

Тема 7. Война 1812 года в зеркале логистики.

Экономические предпосылки войны и цели Наполеона. Планы ведения войны и их реальное выполнение. Потери сторон на всех этапах войны. Отсутствие транспортной инфраструктуры как одна из важнейших причин потерь в войне.

Тема 8. Николаевская Россия — от побед к поражениям.

Сильное отставание России от Европы к началу XIX века по транспортной инфраструктуре. Появление железных дорог. Оборона Севастополя. Крымская компания. Гимн логистике. Английский паровой флот. Экономические преимущества снабжения коалиции. Логистическое превосходство.

Тема 9. Дальний Восток – новый форпост России.

Дальний Восток как логическое завершение российской колонизации. Адмирал Невельской, один из локомотивов экономического освоения Дальнего Востока. Русская Америка – причины провала.

Тема 10. Транспортное строительство в России в XIX веке

Ф. Герстнер и первая железная дорога Санкт-Петербург-Царское Село. Экономические результаты строительства первых железных дорог в России и их сравнение с зарубежными аналогами. Сравнительный анализ динамики строительства железных дорог в России и других странах. Причины отставания.

Тема 11. Русско-японская война: ошибки и просчеты

Экономические и политические предпосылки русско-японской войны. Неготовность Транссибирской магистрали как один из факторов проигрыша в войне.

Тема 12. Первая мировая война

Экономическая ситуация в России перед Первой мировой войной. Строительство Германского флота в противовес Англии. Экономические связи России со странами Антанты и Центральными державами. Возможные транспортные коридоры: Балканы и Балтика. Отсутствие транспортных связей с союзниками как одна из причин экономического кризиса в России. Мешочники как побочный экономический эффект от регулирования экономики. Железные дороги во время Первой мировой войны.

Тема 13. Северный морской путь, история освоения и транспортно-экономическое значение

История исследований Северного морского пути. Дореволюционные экспедиции. Первое сквозное плаванье Северным морским путем на судах «Таймыр» и «Вайгач», причины забвения. Советский период освоения Арктики от «Сибирякова» и «Челюскина» до регулярных караванов.

Тема 14. Экономика и транспорт от первых пятилеток до Великой Отечественной войны

Транспортно-экономические приоритеты развития Советской России. Достоинства и недостатки плановой экономики. Недооценка транспортно-логистических потребностей Красной армии как одна из комплексных причин неготовности Советского Союза к войне.

Тема 15. Послевоенное восстановление экономики СССР

Приоритеты транспортного строительства послевоенного Советского Союза. Строительство трансполярной магистрали и его результаты.

Тема 16. Современные транспортные коммуникации России — проблемы и перспективы.

Проблемы развития Транссиба, Северного морского пути и БАМа. Северный морской путь как памятник неэффективности Советского Союза. Военно-политические причины строительства БАМа.

Литература к курсу

Автор курса: Николай Элиарович Кульбака, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и профессиональных дисциплин Международного Института Кино Телевидения и Радиовещания

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу "негабаритную ручную кладь" — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше