Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Евхаристия – главное таинство христианской Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих. Однако систематическое учение о Евхаристии возникло не сразу. Данный курс является авторской разработкой и резюмирует исследования по истории византийского богословия таинства Евхаристии за последние 8 лет. Слушатели познакомятся с историей формирования учения о Евхаристии в византийской Церкви в историко-богословском (христология) и историко-литургическом контексте.
В истории византийского богословия Евхаристии выделяются несколько этапов, имевших определенную проблематику: доиконоборческий, постиконоборческий (IX-XII), поздневизантийский (XIV) и поствизантийский (XV-XVIII).
Тематический план курса:
I. Введение. Видимая и невидимые стороны таинства Евхаристии. Евхаристия как Жертва. Вопрос о реальном присутствии Тела Христова в хлебе и вине.
II. Евхаристия в Церкви 1-го тысячелетия.
· Вопросы богословия Евхаристии в IV—V вв. Отсутствие систематического учения о Евхаристии у ранних отцов Церкви. Значение сирийской (Ефрем Сирин), антиохийской (Иоанн Златоуст) и иерусалимской (Кирилл Иерусалимский) традиций.
· Постепенный отказ начиная с V в. от употребления образной терминологии (икона, символ, образ) в отношении св. Даров.
· Зарождение евхаристического гиперреализма (крайне реалистического понимания присутствия Тела Христова в Св. Дарах). Чудеса с явлением Младенца во время Литургии. Существование параллельной оригенистской интерпретации присутствия Тела Христова в Дарах, связанной с учением о нематериальности воскресшего Тела Спасителя.
· Евхаристическое учение как предмет полемики начиная с V в. в контексте христологических споров.
· Иконоборческие споры. VII Вселенский Собор с его окончательным отказом от образной терминологии. Последующее развитие символического толкования Литургии как прообраза важнейших этапов земного служения Христа. Иконоборческие истоки чина Проскомидии. «Церковная история» пс.-Германа Константинопольского.
III. Евхаристия в Церкви 2-го тысячелетия.
· Раскол Церквей в 1054 г. Соотношение символических и догматических аргументов в споре об опресноках кард. Гумберта и Никиты Стифата. Отождествление физических качеств освященного хлеба со свойствами Тела Христова. Символизм квасного хлеба и опресноков.
· Учение Симеона Нового Богослова о Евхаристии и оригенизм.
· Евхаристические споры XII в. Ересь Михаил Сикидита о тленности Тела Христова в Евхаристии как попытка соединить в систему крайний евхаристический реализм, оригенизм и символическое толкование божественной Литургии.
· Энергийно-символическое учение о Евхаристии последователей Григория Паламы (Феофан Никейский). Символизм Симеона Солунского.
· Рецепция томистского учения о «пресуществлении» (transsubstantiatio) Даров в XV в. патриархом Геннадием Схоларием как попытка решения проблем с помощью схоластического инструментария. Историко-богословская правомерность такой рецепции, поскольку целый ряд обсуждавшихся на Западе в XI—XIII вв. проблем имели очевидные параллели в восточном богословии.
· Евхаристические споры XVII в. Догматическое учение о Евхаристии поместных Соборов, созванных по поводу «Исповедания» Кирилла Лукариса.
· Спор внутри движения колливадов о тленности освященного Хлеба и Тела Христова в Евхаристии. Возвращение к спорам 12 в. Связь с учением о частом причащении.
Автор курса: Михаил Михайлович Бернацкий, выпускник Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, научный редактор журнала «Богословские труды» (Издательство Московской Патриархии).
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу "негабаритную ручную кладь" — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!