Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Курс обращен к истории германских племен и связанных с ними народов так называемой «Варварской земли» (Barbaricum solum) со времени появления первых археологических культур до образования романо-варварских королевств на территории бывшей Западной Римской Империи. История наиболее крупных германских племенных союзов рассматривается как история сменяющих друг друга этапов этногенеза, выявляется роль римско-варварских отношений в этнических процессах на территории Центральной и Восточной Европы в древности и раннем Средневековье. Особый акцент делается на христианизации германцев – своего рода культурном перевороте, втянувшем множество германских племен в культурную орбиту римского имперского влияния.
Основная задача курса – создание более или менее целостной картины исторического развития Европейского континента в «контактных зонах», на границах античной цивилизации и вне ее пределов. Основное внимание будет уделено процессам этногенеза, формирования государственности и специфических черт культуры тех или иных «варварских» народов и их взаимоотношениям с эллинами и римлянами. Для решения этой задачи привлекаются источники различных категорий: данные греко-римской письменной традиции, археологии, нумизматики, лингвистики, эпиграфики – включая надписи на недешифрованных поныне языках.
В лекциях также уделяется внимание формированию ряда политико-идеологических теорий, связанных с рецепцией этнополитического наследия древности в различных европейских государствах, с «поиском исторических корней» и его ролью в обосновании научных, околонаучных и откровенно псведонаучных представлений об историческом прошлом тех или иных народов Европы, появившихся еще в самой древности, но активно развивающихся и в последующие эпохи, включая наше время.
Курс представляет собой третий блок цикла "Варварская Европа"
План курса
Лекция I. Кто такие германцы? Германская проблема в зеркале языка. Этимология слова «германцы» ‑ «живущие вокруг термальных вод» или просто «горячие парни»? Германцы и их ближние и дальние соседи – кельты, балто-славяне, италики. Германцы – одно из древнейших ответвлений индоевропейской общности или потомки неиндоевропейского населения Европы, подвергшегося индоевропеизации? Концепция С. Файста об индоевропеизации германцев и ее критика. Восточные и западные германцы: две разные модели этногенеза и политогенеза.
Лекция II. Антропология и археология в помощь историку. Проблема антропологической атрибуции германцев – от данных Тацита до наблюдений Нового и Новейшего времени. Некрополи (Reihengräber). Что можно узнать о германцах, изучая могилы (от женских украшений до оружия)? Динамика развития материальной культуры германского мира. Вопросы реконструкции быта и образа жизни «дотацитовских» германцев.
Лекция III. Знакомство римлян с германцами. Первые упоминания о германцах в римской письменной традиции. Восприятие германцев римлянами и формирование этнографических и социально-антропологических мифологем. Племенной союз свевов и его структура – от германцев до кельтов и племен непонятного происхождения. Возвышение германской знати. Торговля как генератор социального неравенства. «Буферные» государства придунайских германцев и роль Рима в укреплении царской власти. Проримские и антиримские силы в среде германской знати. Арминий – романизованный борец против Рима. Поражение Рима в Тевтобургском лесу как увертюра к Великому переселению народов.
Лекция IV. Заклятые враги или незаменимые партнеры? Маркоманнские войны как переломный момент в отношениях между Римом и племенами Barbaricum solum. Римское Подунавье как арена варварских вторжений и одновременно как «лаборатория этногенеза». Появление новых, не засвидетельствованных ранее племенных объединений германских племен (франки, аламанны и др.). Система мирных договоров и построение укрепленной границы (лимес) как упорядочивание римско-варварских отношений и окончательное установление дихотомии между Pax Romana (порядок и закон) и Barbaricum solum (неконтролируемая анархия и вольница в представлении римлян). Ведущая роль готов и связанных с ними восточногерманских племен в римско-варварских отношениях на Дунае.
Лекция V. От Адрианополя до падения Западной Римской империи. Адрианопольская катастрофа и тайные пружины варварских миграций. Германская экспансия в Империю – вторжение или расселение? Система федеративных договоров и инфильтрация германцев в римскую армию: варвары на службе Рима: от союзников и наемников до высшего командного состава. Интеграция германской племенной элиты в структуру политической власти Империи. Римско-варварская воинская элита. Харизматичные германские конунги и слабые римские императоры. Рицимер, Стилихон, Аларих, Атаульф – «варвары» или представители смешанной римско-варварской аристократии?
Лекция VI. Христианизация германцев как культурный переворот. Арианство – «архетипическая ересь» или попытка переформулировать веру ранних христиан языком, приемлемым для IV в.? Феномен латинского арианства и формирование в его среде германского арианства. Епископ и «апостол готов» Ульфила как переводчик Библии и изобретатель готской письменности. Евангелизация готов как культурный переворот: открытие бесписьменными народами мира книжной культуры. Готы (и другие восточные германцы) как «народ Книги»: свидетельства позднеантичных авторов. Роль богослужебного канона в формировании единого языка, общего для готов и остальных восточногерманских народов Γοτθικη φονη у Прокопия и lingua theodisca / theotonica у Рабана Мавра.
Лекция VII. Варварские королевства – Раннее Средневековье или Поздняя Античность? Расселение варваров на территории бывших римских провинций по модели ius hospitalitatis. Король как преемник римских магистратов. Эдикты варварского короля и эдикты претора: проблема репрезентации римских публично-правовых концепций. Арианская церковь как носитель «германской идентичности»: институциональная структура, этническая основа, позиционирование и мировоззрение. Романское население варварских королевств и роль ортодоксальной (католической) церкви в консолидации «римлян». Оппозиция Romani vs. Barbari в варварских королевствах – симбиоз и противостояние? Проблема наследия Варварского запада и становление общественно-исторических мифов («готский миф», «вандальский миф») в Европе Нового времени.
Автор курса: Иван Александрович Копылов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира ИВКА РГГУ, член Российской Ассоциации Антиковедов.
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Основной целью Вечерних курсов является Просвещение, «борьба со смутой». Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу "негабаритную ручную кладь" — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!