• 7 октября 2015, среда
  • Москва, Библиотека Ф.М. Достоевского, улица Чистопрудный бульвар, дом 23, строение 1

История Древней Греции: классическая эпоха (V–IV вв. до н.э.)

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
1107 дней назад
с 18:00 7 октября 2015 по 18:00 25 мая 2016
Москва
Библиотека Ф.М. Достоевского, улица Чистопрудный бульвар, дом 23, строение 1

Классическая эпоха – это время победы греков над колоссальной персидской державой, время расцвета афинской демократии, время, когда жили и творили Эсхил и Софокл, Еврипид и Аристофан, Геродот и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель и Демосфен… (да имя им легион). В этот период становления античной эллинской цивилизации завершилось, и она достигла в своем развитии абсолютного и наивысшего пика (во всех отношениях: внутриполитическом, внешнеполитическом, военном, социально-экономическом, культурном, и пр., и пр.)

Строго говоря, упоминая о пике, мы имеем в виду первую половину классической эпохи – V век до н.э. Второе столетие этой эпохи характеризовалось совсем иным: всесторонним кризисом полисной системы в Греции и, в конечном счете, подпаданием страны под гегемонию Македонии. Обозначались контуры совершенно нового мира (эллинистического). Важным рубежом стал поход на Персию греко-македонского войска во главе с Александром Великим.

Тематический план курса

Тема 1. Начало классической эпохи.

Место классической эпохи в истории Древней Греции. Предпосылки формирования эллинской классики (напоминание о рассказанном в прошлогодней части курса). Проблемы периодизации (когда начинается и когда кончается классическая эпоха?). С каким «багажом» подошли греки к рубежу VI–V вв. до н.э.? (Сформировавшийся феномен полиса, различные типы полисного устройства, афинская демократия, спартанский «космос»).

 Тема 2. Греко-персидские войны

Греция к началу V в. до н.э. Персидская держава Ахеменидов. Причины и характер греко-персидских войн. Соотношение сил. Ионийское восстание. Мильтиад и Марафонская битва. Фемистокл и создание афинского флота. Эллинский союз. Поход Ксеркса 480-479 гг. до н.э. и разгром персидского войска. Дальнейший характер войны. Создание Делосского морского союза. Последний период греко-персидских войн. Кимон и Каллиев мир. Причины и значение победы греков. Организация и вооружение древнегреческого войска.

Тема 3. Государственное устройство классических Афин и Спарты

Пентеконтаэтия. Афино-спартанский дуализм. Афинская морская держава: принципы организации, статус союзных полисов. Расцвет афинской демократии. Органы полисного управления: экклесия, Совет пятисот, магистратуры (стратеги, архонты и др.), гелиея. Афинское гражданство и его социальные слои. Аристократия в демократическом полисе. Литургии. Социальная политика демократии. Метэки. Рабы. Отличие античных демократий от современных. Государственное устройство Спарты: царская власть, герусия, коллегия эфоров, апелла. Принципы организации спартанской «общины равных». Пелопоннесский союз и его структура.

Тема 4. Греция во второй половине V в. до н.э. Пелопоннесская война

Деятельность Перикла в Афинах. «Периклов век». Внутренняя и внешняя политика Перикла. Борьба Афин за гегемонию в греческом мире. Предпосылки Пелопоннесской войны, ее характер, место в греческой истории и периодизация. Соотношение сил, планы воюющих сторон. Основные события первого периода войны. Никиев мир. Война и идеологический кризис. Алкивиад. Сицилийская экспедиция афинян. Переворот Четырехсот. Последний период войны и победа Спарты. Причины поражения Афин. Тридцать тиранов. Восстановление демократии.

Тема 5. Греция в первой половине IV в. до н.э.

Последствия Пелопоннесской войны. Спартанская гегемония в Греции. Коринфская война и Анталкидов мир. Возвышение Фив и период фиванской гегемонии. Второй Афинский морской союз. Кризис классического греческого полиса: причины и симптомы. Разложение гражданского коллектива и утрата полисной солидарности. Рост наемничества. Младшая тирания. Сицилийская держава Дионисия. Поиски выхода. Идея панэллинизма.

Тема 6. Греция во второй половине IV в. до н.э. Македонская гегемония.

Македония в классическую эпоху. Возвышение Македонии при Филиппе II. Борьба Филиппа за гегемонию в Греции. Промакедонская и антимакедонская группировки в Афинах. Демосфен. Конец независимости Эллады. Коринфский конгресс.

Тема 7. Золотой век греческой культуры (вводная информация)

Место классической эпохи в истории античной и мировой культуры. Культура и быт. Определяющие черты образа жизни древних греков. Их занятия. Средиземноморская триада. Жилище, одежда, пища. Феномен симпосия. Семья. Положение женщины. Гомосексуализм. Воспитание и образование. Физическая культура и спорт.

Тема 8. Греция — родина европейского театра.

Происхождение театра. Культ Диониса и театр. Организация театральных зрелищ. Эволюция трагедии в V в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Древняя комедия: Аристофан. Дальнейшая эволюция жанра комедии: Менандр.

Тема 9. Философия и наука классической эпохи.

Последние натурфилософы и «поворот к человеку». Софисты. Феномен Сократа. Сократические школы. Платоновское учение об идеях. Аристотель: завершение и обобщение классической философской традиции. Общий характер развития мысли. Науки (математика, астрономия, география, медицина, история).

Тема 10. Искусство классической эпохи.

Ораторское искусство. Мастера красноречия IV в. до н.э. (Демосфен, Исократ и др.). Развитие архитектуры. Концепция регулярного города. Ансамбль афинского Акрополя. Шедевры скульптуры V-IV вв. до н.э. Значение классической греческой культуры.

Тема 11. Александр Македонский и создание мировой державы

Личность Александра Македонского. Восточный поход Александра, его причины, цели и характер. Конец державы Ахеменидов. Поход Александра в Среднюю Азию и Индию. Создание мировой державы. Характер власти Александра. Его политика в отношении греческих полисов и азиатских подданных. Общая оценка его деятельности. Распад державы Александра.

Автор курса: Игорь Евгеньевич Суриков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИВИ РАН

Рекомендуемая литература:

 

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Дорогие друзья, все 5 лет существования Вечерних курсов Просвещение и обеспечение свободного доступа к знанию были нашим приоритетом. К сожалению, сложная экономическая обстановка в стране и оживление работ по строительству будущего Университета Дмитрия Пожарского неумолимо сокращают бюджет московских проектов Русского фонда содействия образованию и науке. В этом году ваша поддержка важна для нас как никогда.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше