Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Культурный ландшафт – не просто заселенное пространство, это места полноценной жизни. Чем специфичен культурный ландшафт России? Что происходит в разных зонах страны, какие важные процессы уже охватили ее, но малоизвестны? Прорастает ли сквозь обветшавшее советское пространство настоящий ландшафт? На такие вопросы даются ответы с позиции оригинального отечественного научного направления теоретической географии. В центре курса взаимнообогащающие концепции и путешествия; смыслы мест и их пространственные формы; сочные подробности жизни ландшафта и головокружительные теоретические спекуляции.
Данный курс предполагает совместную работу со слушателями, включающую множество семинаров. Слушатели узнают, что практически и теоретически дает знание о ландшафте, получат навыки анализа культурных ландшафтов. Культурный ландшафт России рассматривается под общим междисциплинарным углом зрения: наша страна предстанет перед слушателями как комплекс культурных ландшафтов – от геологии до мифологии!
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ПРИРОДНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ. Природный, антропогенный, культурный ландшафт. Ландшафт как таковой.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ. Освоенное утилитарно и ценностно пространство земной поверхности с полноценной жизнью.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЛАНДШАФТУ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ. География как особый подход. Ландшафто-ориентированные субкультуры.
ЛАНДШАФТ И КУЛЬТУРА. Ландшафт как аспект и компонент культуры. Культура как компонент ландшафта. Ландшафт как рамка и документ.
ГЕОГРАФИЯ – ЗЕРКАЛО ЛАНДШАФТА. Профессиональные каноны. Географ – мыслящий сгусток ландшафта.
ТРАДИЦИИ ГЕОГРАФИИ. Комплексность – географическое положение -сравнение – морфология. Путешествие – карта – районирование визуальность.
НОВАЦИИ ГЕОГРАФИИ. Теоретизирование. Моделирование. Культурная и гуманитарная география.
ПОСТИЖЕНИЕ ЛАНДШАФТА. Способы и результаты постижения и изучения ландшафта. Ландшафтоведение. Герменевтика ландшафта.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. Идеальные формы ландшафта. Места и отношения мест как понятия. Методологические принципы.
ПУТЕШЕСТВИЕ И КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ. Постижение разнообразия мест путем особого движения по их череде. Путешествия в культуре.
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ РАЙОНОВ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. Районы однородные, узловые, конфигурационные. Комплексные районы. Границы.
ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. Сложная сплошная многослойная среда. «Лоскутное одеяло» – «ковер» – «сеть».
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ЗОНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ. Типы жизненных сред. Центр – провинция – периферия – граница.
ПРИРОДНАЯ ОСНОВА ЛАНДШАФТА РОССИИ. Четкая природная зональность. Секторность. Лес и Степь. Великие реки.
КУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ЛАНДШАФТА РОССИИ. Византийское наследство. Империя. Ландшафтоформирующая роль государства.
ПОЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. Дополнительность городской агломерации и заповедника. Поляризованный ландшафт Б.Б. Родомана.
СОВЕТСКИЙ ЛАНДШАФТ. Пространство общества=государства. Каркас административного деления. Иерархия. Механизмы интеграции.
РАСПАД СССР КАК КРИЗИС СОВЕТСКОГО ЛАНДШАФТА. Центр и регионы. Революция регионов. Регионализация. Пострегионализация.
ПОСТСОВЕТСКИЙ ЛАНДШАФТ. Новые отношения старых деталей. Инверсии советского пространства. Приватизация пространства.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛАНДШАФТЕ РОССИИ. Реставрация, регенерация, ренатурализация ландшафта. Новая поляризация.
СОВРЕМЕННЫЙ ЛАНДШАФТ ЦЕНТРА. Централизация и концентрация. Парадоксы постсоветского города.
ЛАНДШАФТ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА. Типичность и уникальность. Пригороды. Дачно-коттеджный бум.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. Специфика и современный кризис советской провинции.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ. Новая централизация. Дальняя периферия. Незамечаемая Внутренняя периферия.
ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. Старая и новая граница России. Граница как ось развития.
СОВРЕМЕННОСТЬ. Основные социокультурные процессы в ландшафте современной России. Ландшафт и эпоха постмодерна.
ПРОСТРАНСТВО РОССИИ. Размер и сложное географическое положение. Молодое пространство. Страна «Россия» и государство «РФ».
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. Централизация, моноцентризм, «сделанность». Природно-имперский ландшафт.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ЛАНДШАФТЕ. Последствия распада СССР. Спонтанное восстановление природных ландшафтов.
ЛАНДШАФТ КАК ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРЫ. Чтение культуры / социума по ландшафту. Что неожиданное мы узнаём о культуре через ландшафт?
ЛАНДШАФТ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Что дает представление о ландшафте социогуманитарному знанию?
ЛИТЕРАТУРА
ВИДЕО
Автор курса: Владимир Леопольдович Каганский, кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела физической географии и проблем природопользования Института географии РАН. Владимир Леопольдович – один из ведущих отечественных географов, автор более 300 научных и научно-публицистических работ в сфере теоретической географии, теории районирования и классификации, культуры и ландшафта России, постсоветского пространства. Участник междисциплинарных исследований, путешественник, публицист.
С некоторыми публикациями автора можно познакомиться на сайтах
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.
Дорогие друзья, все 5 лет существования Вечерних курсов Просвещение и обеспечение свободного доступа к знанию были нашим приоритетом. К сожалению, сложная экономическая обстановка в стране и оживление работ по строительству будущего Университета Дмитрия Пожарского неумолимо сокращают бюджет московских проектов Русского фонда содействия образованию и науке. В этом году ваша поддержка важна для нас как никогда.
Занятия проходят в здании Филипповской школы, поэтому просим Вас иметь с собой сменную обувь или бахилы. Ввиду требований по безопасности также просим не приносить в школу «негабаритную ручную кладь» — туристические рюкзаки и другие объемные предметы, свертки и емкости. Благодарим за сотрудничество, понимание и общую жизнерадостность!