• 26 октября 2016, среда
  • Москва, Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, 19-й этаж, помещение 1921

Богословская система Максима Исповедника и традиция античной философии

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
2979 дней назад
с 19:00 26 октября 2016 до 19:00 31 мая 2017
Москва
Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, 19-й этаж, помещение 1921

Курс лекций посвящен знакомству с учением одного из наиболее значительных и сложных византийских мыслителей – Максима Исповедника (ок. 580-662). Для мысли Максима характерно взаимопроникновение наследия классической философии и христианского богословия. В качестве прямых предшественников Максима Исповедника будут рассматриваться такие христианские философы как Ориген, Немесий Эмесский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, пс.-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скифопольский. Также на лекциях будет обсуждаться то, каким образом Максим усвоил и трансформировал для своих целей многие идеи античных школ – платонизма, аристотелизма и стоицизма. Будут объяснены основные понятия и метод Максима Исповедника: его онтология, эпистемология, антропология, космология. Рассматриваются особенности трансформации античной онтологической парадигмы в христианском платонизме Максима, включая переосмысление им таких базовых понятий как «природа», «сущность», «логос»

РАСПИСАНИЕ: ПО СРЕДАМ, 19.00 — 20.30

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

Максим Исповедник и трансформация античной онтологии. Природа как общее. Различие, или отличие, природ. Разделение природ. Тварная «ипостась» как частная, индивидуальная природа. Определения ипостаси. Сложная ипостась. Природное движение. Проблема философского описания единичного. Ипостась как «видовая природа + особенности». Ипостась как «отдельное бытие». Ипостась как тропос (модус) существования видовой природы. Концепция «тропоса существования» как альтернатива парадигме «родов и видов». Парадоксы «новоустроения природ».

Парадигма логосов: преимущества и возникающие апории. Различные смыслы понятия «логос». Логосы тварного и верховный Логос. Погруженность вещи в её логос. Потенциальное и актуальное бытие тварного. Логосы индивидов. Проблема универсалий. Логос не есть сущность вещи. Логосы не есть общие природы. Сближение логоса и тварной сущности. Философские апории и их разрешение. Логосы и космогония. Логосы как семиотическая, а не онтологическая, реальность.

Гносеология Максима Исповедника. Значение термина «знание» в системе Максима Исповедника. Рассудочное познание как «относительное знание». Экзистенциальное переживание божественного присутствия как «действительное знание», «знание на опыте». Корреляция двух видов знания с онтологическим состоянием человека. Действительное знание как переживание божественного: Ареопагитики. «Божественная вера» Прокла. Концепция раздвоения когнитивных способностей вследствие грехопадения: Диадох Фотикийский. Возможность богопознания до грехопадения.

Незнание. Три вида незнания. Невозможность познания сущности Бога и сущностей тварных вещей. Сознательное неведение чувственного бытия. Экзистенциальное неведение Бога как результат личного выбора. Неведение как разделение.

Антропология и психология Максима Исповедника. Психологическая трихотомия (три силы души). Перенаправление душевных сил. Проблема воли и волевого акта. Воля естественная и избирательная. Направленность воли и логос. Механизм волевого акта. Никомахова этика Аристотеля как источник Максима при описании механизма волевого акта. «Произволение» и Христос. Гномические разделения человеческого естества.

Грехопадение как причина разделения полов. Исходное несовершенство человеческой природы. Два онтологических состояния человека: образ и подобие Божии. Человек и Бог как «образцы» друг для друга. Человек и Бог: тождество по существованию.

Когнитивная психология Максима Исповедника как этап развития традиции античного и христианского платонизма. Когнитивные процедуры и методы диалектики у Прокла и Аммония. Нерасчлененное «схватывание» ума и поэтапность рассмотрений в «рассуждении». Прокл (412–485). «Рассуждение» и четыре метода диалектики. Аммоний (435/45–517/26). Особенности отдельных когнитивных процедур в иерархии ум–рассуждение–мнение. Умозаключения и доказательства как метод рассуждения.

Когнитивные процедуры и онтологическая иерархия у пс.-Дионисия и Максима Исповедника.

Пс.-Дионисий и его схолиасты. Божественное знание, получаемое не в опыте и не в научении. Ангельское знание, как «свивание воедино», нерасчлененность интуиций. Душа и ее знание: поэтапность рассмотрений.

Максим Исповедник: три когнитивных «движения» души. Раздваивание когнитивных способностей. Замена «рассуждения» на «слово». Восхождение ума к Богу как путь гносиса. Богопознание и его пределы.

Диэреза и синтез/анализ как методы диалектики, метафизики и богословия. Деэреза как метод у предшественников Максима. Деление и соединение как диалектические методы. Четыре метода диалектики. Аподейктика Максима: метод диалектики или риторики? Традиция дихотомических делений: Платон, Аристотель, Порфирий, Григорий Нисский. Деление на мужское и женское у Платона, Аристотеля, Филона, Григория Нисского.

Соединение как метод. Типы соединений. Соединение через средний термин у Платона, Аристотеля, Немесия Эмесского, Прокла, Дионисия Ареопагита. Типы и механизм соединений у Максима. Соединение как переход к большей общности. Соединение крайних через средний термин. «Усваивание» и уподобление в соединении. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении.

Автор курса: Валерий Валентинович Петров, доктор философских наук, директор центра античной и средневековой философии и науки Института философии РАН

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд содействия образованию и науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше