• 1 ноября 2016, вторник
  • Москва, Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, 19-й этаж, помещение 1921

Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
2733 дня назад
с 19:30 1 ноября до 19:30 27 декабря 2016
Москва
Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, 19-й этаж, помещение 1921

Я. Эрцен, один из ведущих специалистов в этой области, пишет о Средних веках: «…учение о трансценденталиях является существенным для понимания собственно философского измерения средневековой мысли, которая обычно разрабатывалась в теологическом контексте; средневековая философия может рассматриваться как способ трансцендентального мышления» [Aertsen 2012, XIX]. Что такое «трансцендентальное мышление»? Ответить на этот вопрос призван курс «Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью».

В отечественной науке учение о трансценденталиях совершенно не исследовано, что является существенной проблемой для понимания культуры Средних веков. Вместе с тем, трансцендентальная парадигма зарождается в Античности, прежде всего у Аристотеля, поэтому курс делится на две основные части: античную (ведет А.М. Гагинский) и средневековую (ведет К.В. Карпов).

РАСПИСАНИЕ: ПО ВТОРНИКАМ, 19.30 — 21.00

Учение о трансценденталиях раскрывается в 1) теоретическом и 2) историко-философском аспектах.

1) В ранней греческой философии выделяются понятия бытия, единого, блага и истины, которые в Средние века осмысляются как универсальная парадигма, лежащая в основе европейской метафизики: единое, благо и истина становятся аспектами бытия (ср.: ens et bonum convertuntur), которое тем самым обретает аксиологическое и этическое измерения. Трансцендентальная парадигма определяет существо европейской культуры вплоть до эпохи Просвещения, являясь основой традиционных ценностей, т.к. благо и истина оказываются неотъемлемыми свойствами самого бытия. Однако в Новое время тождество указанных понятий распалось, концепции истины, бытия и блага стали рассматриваться как независимые друг от друга области, что сделало их проблематичными и вызвало к жизни такое явление, как нигилизм. Данное обособление явилось одной из причин релятивизации и последующего кризиса традиционных ценностей. Поэтому крайне важной задачей сегодня является тщательное исследование трансцендентальной парадигмы, что поможет пролить свет на причины кризиса традиционных ценностей и послужить сильным созидательным стимулом для современной культуры.

2) Кроме того, учение о трансценденталиях — совершенно неизученная в отечественной науке область, что представляет собой серьезную проблему не только для истории философии, но и для педагогического процесса, связанного с освоением интеллектуальной культуры Средних веков. При этом в существующих исследованиях, прежде всего на западных языках, редко предпринимаются попытки общефилософского осмысления проблемы трансценденталий, без чего, однако, невозможно ни раскрыть философский потенциал этого учения, ни актуализировать его для современной культуры. Планомерное освоение данной тематики способно не только обогатить современные исследования по медиевистике, но и ввести в научный оборот ряд важных концепций, актуальных в современной российской действительности.

Ведущая цель настоящего курса заключается в том, чтобы познакомить слушателей с данным учением, раскрыть суть доктрины трансценденталий и показать, как тождество бытия, единого, блага и истины фундирует ценности традиционной культуры. Показать, через анализ важнейших философских проблем, что учение о трансценденталиях призвано раскрыть единую метафизическую основу этического, эстетического, аксиологического и онтологического начал.

План курса:

В курсе, который рассчитан на 1 семестр, планируется комплексное рассмотрение учения о трансценденталиях. На русском языке имеются работы по трансцендентальной философии, однако нет ни одной работы по проблеме трансценденталий (что далеко не одно и то же).

Курс будет состоять из двух основных частей.

В первой части А.М. Гагинским будут рассмотрены предпосылки для создания учения о трансценденталиях в Средние века, без которых данная проблематика не может быть корректно понята. В Античной философии, прежде всего у Аристотеля, но и у многих других греческих философов, были выработаны концепции, сделавшие возможным появление данного учения. В связи с этим будут проанализированы:

(а) важнейшие идеи предшественников Аристотеля (Гераклит, Парменид, Горгий, Филолай, Платон),

(б) учение самого Аристотеля, являющееся ключевым для данной тематики. Наконец,

(в) будут проанализированы некоторые позднеантичные представления (главным образом, среднего платонизма и неоплатонизма) о соотношении понятий сущего, единого, истины и блага, которые непосредственным образом повлияли на становление средневековой философии.

Во второй части курса К.В. Карповым будет проанализирована

(а) проблема рецепции античного наследия,

(б) выявлены арабские источники, оказавшие непосредственное влияние на доктрину трансценденталий,

(в) выявлены основные модели учения о трансценденталиях от Филиппа Канцлера до Дунса Скота, поскольку именно в этот период доктрина трансценденталий была окончательно сформулирована и детально обоснована. Среди этих моделей особого внимания заслуживают: подходы Фомы Аквинского, Генриха Гентского, Дунса Скота. Отдельное внимание будет уделено рецепции доктрины Дунса Скота в его школе, а также развитие этой тематики у авторов неизученной школы ордена августинцев еремитов.

Специальное внимание будет уделено (г) влиянию учения о трансценденталиях на основные средневековые эпистемологические модели (теории абстрагирования и интенциональности), средневековую теорию предикации, этику. Наконец, будет показано, как чисто историко-философская проблематика может быть связана с нравственным кризисом и какой теоретический потенциал имеет традиция для его преодоления.

В частности, планируется показать, как различные концепции истины (прагматистская, утилитаристская и проч.) обосновывают различные онтологии и как эти онтологии трансформируют этические доктрины.

Литература:

  1. Aertsen J.A. Medieval Philosophy as Transcendental Thought. From Philip the Chancellor (сa. 1225) to Francisco Suarez. Leiden: Brill, 2012.
  2. Medieval Philosophy and the Transcendentals. The Case of Thomas Aquinas. Leiden: Brill, 1996.
  3. Darge R. Suarez’ transzendentale Seinsauslegung und die Metaphysiktradition. Leiden-Boston: Brill, 2004.
  4. Doyle J. On the Borders of Being and Knowing. Late Scholastic Theory of Supertranscendental Being. Leuven: Leuven University Press, 2012.
  5. Being and Goodness. The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / Ed. MacDonald S. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1991.
  6. Le probleme des transcendantaux du XIVe au XVIIe siecle / Ed. F. Vescovini. Paris: Vrin, 2002.
  7. The transcendentals in the Middle Ages // Topoi / Ed. J. Gracia. Volume 11, Issue 2, 1992.
  8. Kobusch Th. Das Seiende als transzendentaler oder supertranszendentaler Begriff. Deutungen der Univozitat des Begriffs bei Scotus und den Scotisten // John Duns Scotus: Metaphysics and Ethics / Ed. L. Honnefelder. Leiden: Brill, 1996. P. 345–366.
  9. Transzendental // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Basel: Grüner, 1998. Vol. 10. Col. 1358-1438.

Авторы курса:

Алексей Михайлович Гагинский, кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН, научный сотрудник Отдела философии ИНИОН РАН; старший преподаватель ПСТГУ

Кирилл Витальевич Карпов, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд содействия образованию и науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше