Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Коммуна в итальянском языке – одно из базовых понятий. Это символ независимости, автономии, прав социума и его члена, гражданина, который является, прежде всего, членом коммуны (comune), и только в силу этого членом государства (stato). Само итальянское государство определяется как совокупность коммун, развитие которых признается основополагающим для существования государственности. Таким образом, история развития средневековой общины и утверждения ее в социально-правовой иерархии освещает принципы социальной организации «по инициативе снизу».
РАСПИСАНИЕ: ПО СРЕДАМ, 19.30 — 21.00
Данный курс посвящен истории развития итальянских земель от средневековья к раннему Новому времени. В средневековой Италии, «стране городов», как ее иногда называли, городской уклад не был преобладающим. В большинстве исследований по истории коммуны за точку отсчета обычно принимается городской социум в определенный момент его развития. Но возможна и обратная логика: сфокусировать анализ развития общины на процессах, шедших в городской округе, рассмотреть общие процессы с точки зрения наблюдателя, которого интересует жизнь округи (контадо). Взаимосвязанные изменения социально-политического развития системы «город-округа» нередко сказывались преимущественным и первоочередным образом именно в контадо.
«Деревенский мир», хотя бы в силу своих масштабов, никак не мог быть пассивной, страдательной стороной взаимодействия между городом и контадо. Кроме того, этот мир деревни не был однородным, он состоял из поселений, имевших различные функции: укреплений, торговых перевалочных пунктов, местных рынков и локальных центров ремесла, из общин различного юридического статуса и подчинения. Территория, на которой существовала община, нередко подпадала под действие сеньориальной власти.
Для итальянских земель в Средневековье и эпоху Ренессанса был характерен полицентризм социально-политической жизни: даже на небольшой территории выделялись 2-4 конкурирующих между собой центра. Имелись существенные различия между городами, замками и разнообразными общинами, например, Тосканы (где возобладала в качестве лидера Флоренция), Венето (с преобладанием влияния Венеции), и Папской области, дальней округи Рима (Лаций и Римская Кампанья).
Особое внимание в курсе будет уделено аспектам развития историографических школ, чтобы показать их роль в формировании таких терминов и понятий, которые ошибочно принимаются в качестве некоторой данности – такими исследовательскими конструктами равным образом являются и понятие «казус исследования», и термины «цивитас», «коммуна», «сеньория». Осознанно подходя к теме исследовательских стереотипов, слушатели сами пройдут путь к формулированию определений, даже самых необходимых, чтобы базовые понятия и определения, привлекаемые в курсе, предстали как результат исследования, коим они и должны быть.
Тематический план курса:
Автор курса: Надежда Андреевна Селунская, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Автор двух монографий, более 100 статей и двух учебников по истории для школы. Надежда Андреевна стажировалась в CEU, Rutgers и Princeton University, Istituto Datini, Prato.
Познакомиться с работами Надежды Андреевны можно на сайте Academia.edu
Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд содействия образованию и науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.