• 21 января 2017, суббота
  • Москва, Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, этаж 19, аудитория 1918

Советская архитектура 1930-1950-х: контекст, истоки и эволюция

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского
2862 дня назад
с 16:00 21 января до 18:00 29 апреля 2017
Москва
Нахимовский пр., 47, ЦЭМИ РАН, этаж 19, аудитория 1918

1930-е годы были одним из самых ярких и плодотворных периодов развития отечественной архитектуры в ХХ веке, творческим расцветом целой плеяды мастеров. В отечественной и зарубежной литературе советская архитектура 1930-х нередко представляется частью некоего единого и в тоже время несколько хаотичного по формам стиля – так называемого «сталинского ампира». В данном курсе советская архитектура 1930-х рассматривается как соперничество двух направлений – ар-деко и неоклассики, то есть стилей, получивших в межвоенные годы признание и за рубежом.

РАСПИСАНИЕ: ПО СУББОТАМ, РАЗ В 2 НЕДЕЛИ, 16.00 — 18.00

Стоящие на центральных улицах Москвы здания 1930-х явно созданы не в одном стиле – это эпоха расцвета двух стилей: неоклассики и ар-деко. Объединяет ориентация на исторические прототипы, актуальный опыт зарубежной архитектуры 1910-1920-х, синтез традиции и новаторства. В 1932 году оба стиля были премированы на конкурсе Дворца Советов в Москве. В 1934 году в самом центре Москвы строятся два крупных здания, это ярчайшие примеры архитектурной моды 1930-х — жилой дом на Моховой Жолтовского в неоклассике и дом СТО (сейчас здание Государственной Думы РФ) в ребристом ар-деко. И если здание Дворца Советов, проектируемое с 1934 года как самое высокое здание в мире, должно было превзойти башни Нью-Йорка, то неоренессанс Жолтовского был ответом неоклассическому ансамблю Вашингтона. И именно сопоставление с мировой практикой эпохи ар-деко позволяет оценить особенность манеры отечественных мастеров 1930-х, что обуславливает необходимость экскурса в данном курсе и в мировое зодчество эпохи 1910-1930-х.

В центре внимания курса лекций проекты и постройки лидеров стиля 1930-х – И.А. Голосова, И.В. Жолтовского, Б.М. Иофана, Л.В. Руднева, Н.А. Троцкого, И.А. Фомина, В.А. Щуко, рассматриваемые в широком контексте развития мировой архитектуры 1900-1930-х. Для ордерной архитектуры 1930-х в работе принят термин «неоклассика», учитывая активное участие в ее создании дореволюционных мастеров, представителей неоклассицизма. Для иных проявлений советского стиля 1930-х, в первую очередь, работ И.А. Голосова и Б.М. Иофана, принят термин «ар-деко», указывающий на параллелизм стилевых процессов в СССР и за рубежом. Это позволило структурировать стилевую картину советской архитектуры 1930-х.

Основной целью и итогом лекционного курса является рассмотрение обширного круга памятников советского стиля 1930-х в контексте различных традиций – от архаики и греко-римской античности до проектов и построек зарубежной архитектуры 1910-1930-х. В работе отмечается также отличие советской предвоенной архитектуры от послевоенной практики, состоящее в специфике стилевой трактовки форм, составе практикующих мастеров и развивавшихся течений. В 1940-1950-е влияние стилистики ар-деко стало уже редким исключением.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

21.01.2017 — Ребристый стиль Дворца Советов и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х.

В 1934 Дворец Советов обретает законченный вид, он мыслится самым высоким зданием мира, и очевидно символизирует собой государственный стиль. Однако как следует именовать этот стиль?  Итоги всесоюзного открытого тура конкурса обозначили публичный поворот власти в сторону историзма. Однако Дворец Советов был принят к строительству не в ордерном, а в ребристом стиле (ар-деко), это был ответ и конструктивизму, и неоклассике. Увенчанный статуей Ленина, как ответ Статуе Свободы, Дворец Советов стал символом конкуренции СССР и США. И потому Иофан, работавший над Дворцом Советов, как самым высоким зданием в мире, взял за основу стиль уже построенных американских высоток. И именно с этим связана поездка советских архитекторов в США (1934). Конкуренция в высоте требовала конкуренции в стиле.

04.02.2017 — Города Америки в архитектурном соревновании 1920-1930-х

Города Америки были на протяжении ХХ века лидерами архитектурной индустрии, и именно там развернулась наиболее стремительная и масштабная конкуренция стилей и архитектурных идей 1920-1930-х. Архитектура небоскребов эпохи ар-деко была стилистически крайне разнообразна: неоготический, неоклассический, неоархаический (неоацтекский), модернистский (авангардный) или фантазийный компонент мог доминировать или формировать межстилевой сплав, однако все эти течения 1920-1930-х были представлены в городах Америки в равной мере. Каковы же были их истоки и ранние образцы ар-деко? Влияли ли новации Л. Салливена и Ф. Л. Райта? Какова была роль экономического кризиса 1929 года, совпавшего с годами наибольшего расцвета стиля ар-деко? Целью данной лекции является анализ архитектурных приемов и стилевой эволюции ар-деко Америки.

18.02.2017 — Париж и Амстердам 1920-х в стилевой эволюции ар-деко

Павильоны международной выставки в Париже 1925 года задали новую планку художественного качества и новый стандарт красоты, и именно они подарили стилю 1920-30-х его имя (ар-деко). После многолетней паузы, вызванной Первой мировой войной это был бунт фантазийного декоративизма. Однако между экспозицией 1925 года и новациями 1910-х в Европе обретает черты еще одно явление. Архитектура амстердамской школы рубежа 1910-1920-х по праву считается одним из интереснейших явлений в эволюции авангарда и ар-деко. Кульминацией стиля ар-деко стали небоскребы Америки, однако процесс становления языка ар-деко был общим для Старого и Нового света, и набирал свою силу постепенно, еще до парижской выставки 1925 года. И именно в Амстердаме, впервые после европейских новаций 1900-1910-х и творчества Ф. Л. Райта, возникают примеры геометризации декора, и этот эксперимент носил массовый, убеждающий характер. Так созданное на пересечении линий, идущих из Чикаго и Амстердама, ар-деко 1920-1930-х станет эпохой массового применения и укрупнения ранее созданных решений.

04.03.2017 — Работы И.А. Голосова 1930-х и советская версия ар-деко

Лекция посвящена фасадным приемам И.А.Голосова (и сотрудников руководимой им Четвертой мастерской Моссовета), рассмотренным в контексте ар-деко, как международного стиля. Сопоставление мировой и советской практики 1920-30-х погружает в атмосферу соперничества архитектурных держав, и на множестве примеров демонстрирует близость стилевых решений, создаваемых по разные стороны «железного занавеса». Анализ советской архитектуры в контексте дореволюционной эпохи позволяет проследить истоки фасадных приемов 1930-х и их трансформацию в новых условиях.

18.03.2017 — Модерн и Ар-Деко Петербурга — Ленинграда

Петербург, осуществивший в XVIII-XIX веках шедевры барокко и классицизма, в творческой одаренности своей архитектуры не хотел уступать европейским столицам и в начале ХХ века. Уникальность петербургской архитектуры 1900-1910-х состояла в параллельном развитии модерна, флористичного и северного, и неоклассики, обращенной к традиции ампира и палладианства, а также того нового, в чем ощутимо уже рождение стилевых приемов 1920-1930-х и, характерное для межвоенной эпохи, противостояние различных течений, архитектуры декоративной и аскетичной, флористичной и геометризованной. В одни годы с возведением Дома германского посольства, ставшего кульминацией супрематизации, то есть предельного упрощения, огрубления классического ордера, отчетливо предрекающего эстетику 1930-х, рисовались и фантазийные, близкие к стилю ар-деко детали дома Бассейного товарищества. Цель данной лекции попытаться очертить круг раннего ар-деко и проанализировать мотивы супрематизации и монументализации ордера 1910-1930-х.

01.04.2017 — Архитектура Италии эпохи ар-деко

Эпоха 1920-30-х по всему миру стала периодом активного поиска альтернативы классическому ордеру, канону. Архитектуру Италии 1920-30-х не принято рассматривать в контекст развития стиля ар-деко. Однако примеры фантазийной геометризации архитектуры (а значит и ар-деко) можно обнаружить и в Италии. Это была работа на стыке традиции и новации, активный поиск компромисса, пластических новаций неоманьеризма и форм осовремененной классики. Подобная стилистика, как известно, наблюдалась и в Германии, и в СССР. Итогом эволюции итальянской архитектуры стал ансамбль ЕУР. Однако этот скупой, анонимный стиль окончательно формируется в Италии лишь в конце 1930-х. Архитектура же рубежа 1920-1930-х демонстрирует развитие нескольких течений. Цель лекции — рассмотреть работы наиболее одаренных мастеров и ключевых ансамблей Италии 1920-30-х, поговорить о круге памятников итальянской версии ар-деко.

15.04.2017 — Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий 1940-1950-х

онлайн-трансляция

Московские высотные здания 1940-1950-х стали подлинным шедевром отечественной архитектуры ХХ века. Однако как следует именовать стиль послевоенных высоток? Охарактеризовать его позволит сопоставление московских высотных зданий и американских небоскребов, стилистическое и масштабное.
И началось соперничество двух архитектурных держав еще в 1930-е, в ходе конкурса на здание Дворца Советов. Созданный по проекту Б.М. Иофана в стиле небоскребов, Дворец Советов должен был бы стать самым высоким зданием в мире. Однако после войны, резко отличаясь от стиля мастера 1930-х, московские высотные здания стали соперничать с небоскребами США не только в высоте, но и в оригинальности стиля.
Московские высотные здания стали кульминацией инициированного властью возврата к историзму, он позволял конкурировать с дореволюционной и зарубежной архитектурой.

29.04.2017 — Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И.В. Жолтовского 1930-1950-х.

онлайн-трансляция

Творческая биография И.В. Жолтовского неоднократно привлекала к себе внимание исследователей, и, тем не менее, работы мастера до сих пор таят в себе немало архитектурных загадок и парадоксов. Так в постройках Жолтовского ощутима не только опора на мощную итальянскую культуру, но и знакомство с опытом США 1900-1920-х. Неоклассический стиль, как правило, рассматривается, как примета сталинской эпохи. Однако в 1930-е неоклассический стиль был официально принят в США, и именно в ордере в 1930-е активно застраивался центр столицы, Вашингтона. Это делало работы Жолтовского вполне современными, художественно актуальными. Внимание к обмерам древних сооружений, точность исполнения их в новых постройках – все это, казало сь, было общим для мастера и его коллег из США. Однако Жолтовский допускал внутри цитат те изменения и маньеризмы, которыми неоклассики США не мыслили. Работы Жолтовского были игривы и индивидуальны. Образы Италии – столичные и провинциальные, античные и ренессансные, спустя годы после заграничных поездок, соединились в воображении Жолтовского в некий сочиненный им собственный мир. Целью мастера стало перенести его по памяти в Москву. Такой город, полный изысканной и монументальной архитектуры, Жолтовский создавал на протяжении четырех десятилетий.

ПОДРОБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Автор курса: Андрей Дмитриевич Бархин (Статьи онлайн ; ЖЖ)

Архитектор, историк архитектуры
С 2004 года – архитектор Мастерской Дмитрия Бархина

Автор лекционных курсов:
«Мастера архитектуры итальянского Возрождения» (РГГУ 2009, МГУ 2010)
«Истоки и эволюция архитектуры 1920-1930-х» (РГГУ 2010, Центр авангарда 2016)
«Пять элементов классической архитектуры» (2012)

Занятия бесплатны, проходят в вечернее время. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Организатор курсов, Русский фонд содействия образованию и науке, не является коммерческой организацией, не получает прибыли и Ваши пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы. Рекомендуемый размер пожертвования — 400 рублей за занятие. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше