Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Буддизм возник в середине 1 тысячелетия до н. э. на территории Индии. Задача нашего курса, рассчитанного на 6 лекций — вкратце рассмотреть то, что индийские буддисты разных эпох, школ и направлений, считали священными текстами — «Словом Будды» (буддхавачана), «писанием» (агама) — и ключевые темы этого культурного пласта.
РАСПИСАНИЕ: ПО ВТОРНИКАМ, 19:00—20:30
«Все, что сказано Бхагаватом, превосходно изречено». Эта ключевая интуиция всей буддийской традиции, зафиксированная еще в указах царя Ашоки, послужит для нас лейтмотивом в размышлениях о священных, канонических текстах индийских буддийских школ.
Предлагаемый курс почти не касается истории идей, религиозных представлений. В нем также сознательно не затрагивается огромный мир буддийский словесности вообще: художественной, философско-шастрической, логической, грамматической и мн. др.
Изложение будет вестись прежде всего с точки зрения формальной, структурной, с точки зрения приемов, осознаваемых и нет, которыми строились памятники буддхавачаны и агамы, а особое внимание будет уделяться линиям литературной преемственности и влияния.
Хронологически изложение начинается с самых истоков раннебуддийской словесности и заканчивается краткими сведениями о буддийской тантре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:
1. Общая проблематика
Понятие канонического текста в буддизме: Слово Будды (буддхавачана) и связанный с ним концепт субхашиты — «превосходно изреченного» слова/текста.
Принципиальное отсутствие в буддизмe единого сакрального текста/их корпуса: любой канон любой буддийский традиции и любое произведение — часть его,—всегда специфичны для той или иной школы в языковом отношении, доктринально и, прежде всего, литературно.
Принципиально устный характер буддийского сакрального текста до определенного этапа его развития: устный по условиям начального бытования, устный по структуре.
Обзор сохранившегося материала. Каноны буддийских школ. Их основные разделы. Языки индийского буддизма.
2. Раннебуддийская литература: предыстория, палийский канон
Соображения по поводу самых ранних сохранившихся буддийских текстов. Шесть «поучений в Дхарме» Ашоки. Матрики — доктринальные списки и их экспликация.
Палийская Типитака. Специфика памятника: комментаторский канон («коренной» текст — комментарий — комментарий на комментарий и далее…). Значение этого факта для восприятия и изучения палийских текстов. Язык пали, его характер, его специфика.
Три «корзины» палийского канона.
3. Палийский канон: три корзины
Виная — «каноническое право» раннебуддийских общин вообще и цейлонской тхеравады в частности. Разделы палийской Винаи. Их литературная форма.
Сутта-питака. Пять никай палийского канона и пять агам других раннебуддийских школ. Краткая характеристика содержания этих собраний, жанров сутт и других включенных в них сочинений.
Абхидхамма-питака. Нигде вне буддийской культуры не встречающийся тип текста/дискурса: исчисление элементов самой реальности, как они предстают с точки зрения абсолютной истины.
4. Махасангхики — «другие» буддисты
Характеристика этого направления, принципиально отличного от «традиционного» (или «консервативного») буддизма, хотя по происхождению, видимо, и не менее древнего. Исторические, религиозные, культурные, художественные аспекты наследия махасангхиков.
Обзор сохранившихся текстов направления. «Махавасту» — уникальный текст, по форме являющийся огромной «биографией» Будды Шакьямуни, но по сути представляющий собой особый литературный компендиум с далеко не очевидной структурой. Его суть — представление (дискурсивное и нарративное) религиозного идеала будды (с маленькой буквы) и пути, ведущего к состоянию будды. Десять ступеней бодхисаттвы. Литературные и текстопорождающие приемы махасангхиков.
5. Другие раннебуддийские школы и ранняя махаяна
Краткий обзор сохранившихся на индийских языках текстов других раннебуддийских школ: сарвастивадинов, муласарвастивадинов, корпуса на «пракрите» «гандхари» (дхармагуптаков?). Проблематика этой литературы. Мула («коренные»)-сарвастивадины — самая поздняя из раннебуддийских школ, сохраняющая верность традиции путем ее радикального переписывания и амплификации.
Махаянские сутры. Революция в буддийской сакральной словесности, которую они собой знаменуют. «Махавайпулья/махавайтулья-сутра» — загадка термина и загадка того, что за ним стоит.
Литература ранней махаяны. Тексты Праджняпарамиты — «совершенства мудрости». «Диалектика» и «игровая поэтика» в этих текстах. Возможности предельной компрессии (до одной буквы!) и предельного расширения этих сочинений.
6. Зрелые махаянские сутры. Начальные сведения о буддийской тантре
Возможные вопросы, которые можно поставить очень разным текстам, возникшим в период после Праджняпарамиты. Религиозный роман с крайне своеобразной поэтикой — «Гандавьюха-сутра». Доктринальный текст совершенно особого по сравнению с ранним буддизмом и ранней махаяной типа — махаянская «Дашабхумика-сутра». «Райские» сочинения, их возможный генезис и религиозные функции: тексты о т. н. «чистых землях», в первую очередь Сукхавати. «Магические» произведения (дхарани, ракши и т. п.), крайне значимые для всей буддийский литературы еще со времен палийского канона.
Литература ваджраяны: самые начальные сведения. Несмотря на нынешнюю моду на тантру, в научном мире и вне его, этот класс буддийской словесности остается фактически непонятым. Основные буддийские тантры. Песни (и танцы) «чарья». Проблематика сакральной топологии человеческого тела и соотнесения с ней основных категорий Дхармы.
Автор курса — Дар Игоревич Жутаев, научный сотрудник Отдела истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН, специалист по литературной традиции школы махасангхиков, а также по общим вопросам порождения, передачи и восприятия раннебуддийского доктринального текста.
Организаторы курса — Университет Дмитрия Пожарского и Русский фонд Содействия образованию и Науке. Курсы существуют и развиваются на пожертвования. Размер пожертвования за одну лекцию — 500 рублей. Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется.
Контактный телефон: +7-916-121-17-29